Верующие деревни Мякинницыно приняли участие в церковных таинствах

5 апреля клирик Прокопьевского собора иерей Вячеслав Бураков посетил один из отдаленных храмов Великоустюжского округа — Никольский храм в деревне Мякинницыно Верхневарженского сельского поселения.

Приход Никольского храма в деревне Мякинницыно — один из отдаленных в районе: расстояние отсюда до районного центра по автомобильной дороге — 70 км. В период весенней и осенней распутицы проселочная дорога бывает практически непроезжей. Тем более радостен для верующих приезд священника.

Жители деревни приняли участие в церковных таинствах Исповеди, Святого Причастия и Елеосвящения (Соборования).

***

Из истории Никольской церкви деревни Мякинницыно

 

Название местности — Верхняя Варжа — происходит от реки Варжа, которая берет начало в Варженском болоте.

Неизвестно, когда была построена первая деревянная церковь в Верхней Варже. Достоверно только, что в 1637 году поп Захарка получил предписание преосвященного Варлаама «на тот новый храм лес ронити». По-видимому, церковь уже была, но обветшала, и вместо нее нужно было построить новую. Деревянная церковь находилась в деревне Удачино.

По преданию, из нее чудесным образом неоднократно переносилась в деревню Кузьминскую икона святителя Николая Чудотворца. Икону находили в мякине, поэтому церковь, которую построили в Кузьминской, получила имя Николы Мякинного, а сама деревня была переименована в Мякинницыно.

В 1785 году в Мякинницыно была построена каменная церковь.

Причину перенесения церкви из одной деревни в другую летописец объясняет сохранившимся преданием:

— Говорят, что однажды икона святителя Николая Чудотворца из церкви в д. Удачино силою Божиею была перенесена в д. Кузьминская, где и была обретена на гумне одного благочестивого человека в мякине. «Из мякины оная икона неоднократно после этого была возвращена в церковь, находящуюся в д. Удачино, но после каждого перенесения в церковь снова являлась на своем месте – в мякине, в д. Кузьминской.

Это послужило поводом к устройству в оной деревне сначала часовни, а потом церкви. Деревня Кузьминская стала называться Мякинницыно, и сама церковь в простонародии стала известна именем Николы Мякинного». И деревню, по имени церкви, стали звать Мякинницыно.

Нельзя умолчать о том, что в 1850 году был устроен церковный кирпичный завод; он находился неподалеку от д. Митихино. До сих пор это место в деревне называют «Кирпишна». Кирпич собственного изготовления, как сообщает летопись, использовался не только для нужд церкви, но и продавался в большом количестве как своим приходским, так и иноприходным крестьянам и соседним церквям. Кирпич был очень прочным, до 40 см в длину.

В фондах Великоустюгского музея-заповедника хранится летопись Варженской Николаевской церкви. Ее писал последний настоятель этого храма Арсений Павлович Азлецкий.

Сын священника из этой же местности, он закончил Вологодскую духовную семинарию и с 1871 года служил в Варженской Николаевской церкви. Хорошо зная своих прихожан, интересуясь их жизнью, А.П. Азлецкий оставил интересные сведения из истории своего прихода.

В своей летописи А.П. Азлецкий отмечал, что «крестьяне Верхней Варжи занимались главным образом земледелием. Они сеяли рожь, ячмень, овес и отчасти пшеницу, горох и коноплю. На лесных подсеках выращивали лен, который использовался не только в своем хозяйстве, но и продавался в большом количестве. Разводили крестьяне и скот, но в ограниченном количестве, т.к. не имели достаточных покосов. Крестьяне держали коров, овец, свиней, лошадей. Некоторые хозяева выкармливали лошадей для продажи. Очень богатых крестьян нет, но и бедных немного», — писал А.П. Азлецкий.

На страницах летописи Варженской Николаевской церкви отмечены также необычайные явления, эпидемии, пожары, случавшиеся в приходе. Имеются в летописи и очень важные штрихи к истории некоторых деревень. Летопись, составленная Азлецким, является одной из самых содержательных и ценных среди сохранившихся церковно-приходских летописей.

В 1881 г. по ходатайству прихожан при Николаевской церкви были учреждены четыре ярмарки: Сретенская (с 27 января по 2 февраля), Сорокосвятская (с 7 по 12 марта), Скорбященская (с 24 по 28 октября) и Никольская (с 1 по 6 декабря). Недалеко от церкви был устроен корпус деревянных лавок. 1 июня 1911 г. освящен вновь устроенный престол во имя свв. Модеста, Патриарха Иерусалимского, и Власия, епископа Севастийского.

В первый раз закрыли церковь в 1930 году, но по просьбе жителей открыли вновь. В 1934 году церковь закрыли уже навсегда. Семью священника переселили в сторожку, затем батюшку арестовали и увезли в Устюг, в тюрьму. Матушку с детьми выселили и из сторожки. Она некоторое время жила вместе с детьми в деревне Насоново у Доровицыных, а потом у Гундериной Анны Андрияновны. Через 2 года матушка с детьми переехала в г. В-Устюг, батюшка же скончался в тюрьме. Как только церковь закрыли, церковная утварь была разнесена жителями, иконы тоже, а то, что не понадобилось, было выброшено на улицу. Были сняты кресты, начали разбирать на кирпич сначала часовню, а потом и церковь.

22 мая 2000 года на месте церкви был установлен поклонный крест, а затем предприниматель Валентин Алексеевич Бадан выстроил новое деревянное здание церкви.