В Вологде закончила работу выездная школа реставрации икон

28 июля 2022 года в Спасо-Прилуцком монастыре торжественным мероприятием завершилась выездная школа реставрации темперной живописи, проведенная в рамках проекта «Реставрация икон Русского Севера: традиция и наука».

В ней приняли участие шесть будущих реставраторов – студентов Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица и Суздальского художественно-реставрационного училища, прибывших из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Котласа, Владимира.

Преподаватель школы — Ольга Александровна Соколова, художник-реставратор высшей категории, древлехранитель Вологодской епархии, председатель регионального отделения Союза реставраторов России.

Благодаря проекту, организованному Союзом реставрации России, Вологодским отделением Союза реставраторов и  Вологодской митрополией, школа реставраторов работала десять дней. Реставрация проводилась на иконах из собрания Спасо-Прилуцкого Димитриевого монастыря – древней обители, созданной преподобным Димитрием Прилуцким и являющейся действующим мужским монастырем Русского Севера. 

Собрание монастырского древлехранения содержит некоторую коллекцию икон, книг и церковного обихода, которые нуждаются в реставрации. Из них студентам школы реставрации удалось провести противоаварийные работы на 10 предметах: 9 иконах и 1 кресте. Это предметы древнерусской живописи, относящиеся к XVIII и XIX векам, разных мастеров и техник исполнения. Все иконы, взятые в работу, интересны как иконографическим, так и технико-технологическим исполнением: отделкой орнаментальных полей, сочетанием сочных цветов в орнаментированных нимбах, сложной и слегка сдержанной цветовой гаммой. Это иконы с исполнением образов Богоматери Владимирской, местных святых, редко встречающихся на иконах — святого Александра Свирского, преподобного Иродиона Илоезерского, преподобого Ферапонта и преподобного Мартиниана. А осьмиконечный, резной крест, с двух сторон содержащий  изображение Страстей Христовых и орудий Страстей, вызывает неизменное удивление у специалистов и реставраторов.

Не менее интересной и сложной явилась сама работа над иконами, прежде всего включающая дезинфекцию икон с лицевой и оборотной сторон от плесневых бактерий, которые являются невидимым фактором разрушения как живописи, так и основы древесины. Проникая внутрь иконы, плесень «съедает» связующее грунтов,- и живопись крошится. Трудоемким был процесс укрепления грунта красочного слоя, при котором чешуйки укладывались, а поднявшиеся в виде «домиков» паволока, грунт и красочный слой постепенно  пропитывались клеем и укладывались на плоскости иконы — после укрепления  живопись уже не осыпается. Раскрытие от потемневшей олифы и записи позволяет увидеть подлинный колорит, а под записью, например, открыть несколько слоев надписей разного времени и многое другое, что икона накопила в течение  истории своего  бытования: наличие украшений, результаты обновлений сюжетов, украшение дорогими окладами.

Учеба, изучение и разработка методики реставрации северных икон — это особые способы и процессы, в которых зачастую индивидуальность иконописцев XIX века требует нестандартных приемов реставрации их произведений. Так это и произошло в работе выездной школы — раскрытие сгрибившейся и потемневшей олифы, укрепление гипсовых грунтов, растрескавшегося красочного слоя и грунта, с чем студенты успешно справились.

Участниками школы под руководством опытного специалиста — реставратора производились работы по выполнению химических анализов на состав грунтов, послойное раскрытие авторской живописи от поновлений, трудоемкая склейка досок основы и шпонок. Помимо этого проводилось исследование икон и составление реставрационных паспортов.

В ходе реализации многодневного проекта иногородние студенты смогли поучаствовать в экскурсиях и увидеть достопримечательности Вологды. С памятниками Спасо-Прилуцкого монастыря экскурсантов ознакомил Артемий Коровин, по выставке «30 лет возрождения Спасо-Прилуцкого монастыря» посетителей провела Ольга Соколова. С экскурсоводом Еленой Смиренниковой гости прошлись по историческим улицам и посмотрели на самый древний памятник архитектуры города — Софийский собор, увидели традиционные вологодские деревянные дома и другие интересные объекты.

Слова благодарности за выполненную сложную и трудоемкую работу по реставрации икон в адрес организаторов и участников проекта прозвучали от руководства и насельников Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. И это неслучайно, ведь работа реставраторов на иконах — это особый труд. Кристаллизируясь веками, профессия реставратора стала с годами уникальной. Совсем непросто, соприкасаясь с историей реставрируемых предметов, правильно ее распознать, не испортить и ощутить великое таинство преображения и возвращения к жизни творений давно ушедших эпох — в этом заключаются большой труд и ответственность специалистов.

Благодаря усердию и мастерству реставраторов в нашей стране удается сохранить уникальные ценности истории и культуры, показать будущему поколению их красоту, привить уважение к культурному наследию. И правильно сказал митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, приветствуя и благословляя участников проекта: «Икону нужно в первую очередь рассматривать как святыню, перед которой молилось не одно поколение людей. Преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский возносили свои молитвы перед этими образами. Благоговейное отношение реставратора к святыне было бы правильным. Рассматривать икону нужно не как объект культуры, а как объект почитания многими верующими, тогда будет успех и в реставрационном деле».

Выездная школа реставрации — очень важный, необходимый проект. Трудно переоценить его значение для становления молодых реставраторов и сохранения памятников истории и культуры.

Благодарим организаторов и участников проекта за прекрасно проведенную выездную школу реставрации. Особая благодарность — руководству Спасо-Прилуцкого монастыря за теплый прием, вкусную монастырскую трапезу, помощь в организации рабочих мест студентов.

Ольга СОКОЛОВА,

руководитель выездной школы реставрации,

 г. Вологда, июль 2022 года