В Великий Четверток глава Вологодской митрополии совершил в Воскресенском кафедральном соборе Литургию и чин умовения ног

13 апреля 2023 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин умовения ног в Воскресенском кафедральном соборе города Вологды.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов, благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды иеромонах Ферапонт (Широков), настоятель храма в честь Смоленской иконы Божией Матери села Талицы протоиерей Алексий Фомичев, клирик храма пророка Илии в Засодимье протоиерей Михаил Шкарин, клирик вологодского храма святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Арсений Скороходько, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене города Вологды иерей Вячеслав Тюнев, ключарь кафедрального собора иерей Сергий Зяблицкий, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирики кафедрального собора иерей Артемий Денискин и иерей Виталий Макарявичус.

Служение диаконского чина совершили протодиакон Сергий Белоусов, диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора под управлением регента Анны Павловны Бурдиной.

В этот день Божественная литургия святителя Василия Великого совершалась в соединении с великой вечерней.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердные труды во благо Святой Церкви, ко дню Святой Пасхи 2023 года, ряд клириков Вологодской епархии были удостоены очередных богослужебно-иерархических наград:

— протоиерея Алексия Фомичева, правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;

— протоиерея Михаила Шкарина, правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»;

— протоиерея Арсения Скороходько, правом ношения наперсного креста с украшениями;

— игумена Иоасафа (Вишнякова), правом ношения палицы;

— иерея Вячеслава Тюнева, правом ношения палицы.

За богослужением был прочитан евангельский отрывок, повествующий об установлении Иисусом Христом таинства Евхаристии во время Тайной Вечери в сионской горнице, а также о предваряющем событии умовения ног ученикам. Во время Вечери среди учеников-апостолов возник спор, кто из них должен омыть ноги, а также кто из них должен почитаться большим (Лк. 22, 24). Исполненный любви к ученикам Своим, Спаситель не мог оставить без обличения слабости их, поднявшей спор о первенстве. Но, не начиная вразумлять их словами, Он подает им собственный пример.

«Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоясуется лентием, и преклоняет колена, рабом омыти ноги, в Егоже руце дыхание всех сущих» (Прп. Косма Маюмский. Канон на Святой и Великий Четверг. 5 Песнь.).

Евангельское чтение дает нам понимание того, что таинство Евхаристии — это таинство служения. Парадокс христианства заключается в том, что не мы служим Христу, что было бы проще и понятнее, — как во всех религиях человек служит Богу. Нет, Христос приходит, чтобы послужить нам, и в лице Иисуса Бог являет Свое служение людям. И в таинстве Евхаристии, как и в умовении ног, есть служение Иисуса людям, а не наоборот.

После чтения Святого Евангелия митрополит Савва обратился к молящимся с назидательным словом.

Владыка Савва разъяснил, почему сегодняшний день называют Великим, или Чистым Четвергом:
- На Литургии мы очищаемся на Святой Евхаристии и вспоминаем событие земной жизни Иисуса Христа, о котором рассказывал евангельский отрывок - его сегодня читали за богослужением. Это событие – Тайная Вечеря, первое совершение Святой Евхаристии Самим Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом.

Затем архипастырь разъяснил значение часто употребляющегося церковного термина «смирение»:
- Все мы любим смиренных людей, но сами смиренными быть не хотим. Смиренный человек – это тот, для кого жизнь – Христос, а все остальное для него является второстепенным. Христос дал нам образ смирения. Он Сам воспринял нашу человеческую природу, сошел на землю, и за то, что он был не таким, как все, люди Его распяли.

- Многие из нас полагают, - считает владыка Савва, - что если бы они были тогда в Иерусалиме, то не предали бы Спасителя, а наоборот, поклонились бы Христу в ноги. Они ошибаются. Человеческое сознание порой заставляет нас поступать непредсказуемо.

Коснувшись скорбных событий, разыгравшихся вокруг Киево-Печерской лавры, владыка отметил, что, скорее всего, грех омрачил сознание тех, кто нападает на великую святыню Руси Православной. Вроде бы люди верующие, а ведут они себя неадекватно. Где гарантия того, что тот же самый грех не омрачит и наше сознание?

- Смирение есть та добродетель, - отметил владыка Савва, - благодаря которой мы осознаем свою падшесть, свою греховность и то, что есть люди лучше нас. Добродетелью смирения обладали практически все святые. Вспомним патриархов Ветхого Завета Авраама, Моисея, царя Давида; взглянем на великих русских святых – преподобного Сергия Радонежского, преподобного Димитрия Прилуцкого, преподобного Герасима Вологодского… Все они обладали смирением, осознанием своего недостоинства.

Почему об этой добродетели хотелось бы напомнить именно сегодня? В сегодняшнем евангельском чтении говорилось о том, как Христос был предан на растерзание - и предал его Иуда, который был, казалось бы, ближайшим учеником Спасителя; и как та же самая толпа, которая недавно Спасителя приветствовала, столь же бурно требовала Его позорной казни.

- Хотелось бы в Чистый Четверг, - завершил проповедь митрополит Савва, - пожелать всем нам причаститься Святых Христовых Таин с радостью и желанием, но не забывая своего недостоинства.

За богослужением архипастырь возгласил молитву о Святой Руси.

На великом входе вместо Херувимской песни было исполнено главное песнопение Великого Четверга: «Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

В день Воспоминания Тайной Вечери многочисленные верующие приобщились Святых Христовых Таин.

По окончании Божественной литургии в Воспоминание Тайной Вечери, за которой Иисусом Христом было установлено таинство Евхаристии, митрополит Савва совершил чин омовения ног. По образу Христа, умывшего ноги своим ближайшим ученикам за Тайной Вечерей, Высокопреосвященнейший владыка омыл в храме ноги 12 священнослужителям.

Вечером митрополит Савва возглавит утреню с чтением 12-ти Страстных Евангелий в Воскресенском кафедральном соборе областной столицы. Начало богослужения в 17:00.

Фото Олега Зажигина