В Великий Четверг глава Вологодской митрополии совершил Литургию с чином омовения ног

21 апреля 2022 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе города Вологды.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Алексий Ольховников, благочинный Вологодского Северо-Западного округа протоиерей Андрей Смирнов, благочинный Северо-Восточного (Зареченского) округа города Вологды протоиерей Андрей Исаев, исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря иеромонах Ферапонт (Широков), секретарь-референт Вологодского епархиального управления иерей Игорь Шипицын, ключарь кафедрального собора иерей Сергий Зяблицкий, настоятель храма Иоанна Кронштадтского в городе Соколе иерей Андрей Пучин, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Евгений Сизиков, клирики Воскресенского собора иерей Артемий Денискин, иерей Олег Викторов и иерей Андрей Кашинцев, эконом Вологодской духовной семинарии иеромонах Иларион (Свиридов).

Служение диаконского чина возглавил протодиакон Сергий Белоусов.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора под управлением регента Анны Павловны Бурдиной.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Кашинцев.

После заамвонной молитвы Преосвященнейший владыка совершил чин омовения ног.

В завершение богослужения архипастырь обратился к молящимся со словами духовного наставления:

- Христово таинство - Тайная Вечеря - это таинство, на котором мы с вами получили таинство Святой Евхаристии, - отметил митрополит Савва. - Это таинство, которое, согласно словам евангельским, возводит нас в жизнь вечную - Царство Небесное. Мне хотелось бы, чтобы это великое событие - встреча Иисуса Христа со Своими учениками - была бы для нас с вами замечательной встречей с Господом нашим Иисусом Христом.

Такие встречи могут происходить регулярно, если регулярно участвовать в таинстве Святой Евхаристии. Ведь если мы дружим с кем-либо, мы с этим человеком стараемся встречаться как можно чаще. Самый лучший друг для всех нас - Господь Бог. Поэтому давайте встречаться с Ним как можно чаще, становясь участником Тайной Вечери. Тогда общение с Господом у нас с вами станет постоянным.

Владыка Савва поблагодарил всех священнослужителей за совместные молитвы,  за участие в сегодняшнем чине омовения ног:

 - Действо это особенное, - отметил архиерей. - Как Господь заповедал, так и мы поступаем уже второе тысячелетие.

Архиерейские богослужения от Великого Четверга до Святой Пасхи

  • Вечером нынешнего дня в Воскресенском кафедральном соборе города Вологды митрополит Савва совершит утреню с чтением 12 Страстных Евангелий. Начало богослужения в 17:00.
  • 22 апреля, в Великий Пяток, день, посвященный Воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, глава Вологодской митрополии совершит вечерню с выносом плащаницы Спасителя и  утреню с чином погребения в Воскресенском кафедральном соборе. Начало богослужения в 14 часов.
  • 23 апреля, в Великую Субботу, владыка Савва возглавит  Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Вологды. Начало богослужения — в 9:00.
  • В ночь с 23 на 24 апреля, Светлое Христово Воскресение, митрополит Савва возглавит праздничное Пасхальное богослужение в Воскресенском соборе, которое начнется ровно в полночь, 00:00.
  • 24 апреля митрополит Савва совершит великую вечерню в Софийском Успенском кафедральном соборе города Вологды. Начало богослужения в 16 часов.

Фото Олега Зажигина

 

***

Умовение ног. История чинопоследования

Евангельским основанием чина умовения ног, также совершаемого в Великий Четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии).

Чинопоследование умовения ног Великого Четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде. Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого Четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног и заключительный тропарь-ипакои.

Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя.

По материалам сайта: https://pravoslavie.ru/