В храме Иоанна Предтечи в Рощенье в городе Вологда начали укреплять росписи XVIII века

Радостным событием на начало работ по живописи храма Иоанна Предтечи в Рощенье явилось посещение  Владыки Вологодского и Кирилловского Саввы, который с интересом познакомился с тонкостями реставрационного дела и благословил реставраторов на работу в храме.

Работы  ведет  вологодская  реставрационная организация «Образ Севера. Руководит работами художник-реставратор высшей категории, древлехраниитель Вологодской епархии  Ольга Соколова.

Главной достопримечательностью храма является фресковая роспись, сохранившаяся до сегодняшнего времени во всех объемах холодного храма. Живопись создана на год постройки   каменной  Предтеченской (на тот момент еще Алексеевская) церкви в 1710 году,  на месте сгоревшей во время грозы деревянной предшественницы. По главному престолу холодного храма, освещена  во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.  

Церковь является характерным примером ярусного храма рубежа XYII-XYIII веков – тип «восьмерик на четверике». Прямоугольная апсида перекрытая коробовым сводом, переходящим на востоке  в сомкнутый. С запада апсида примыкает к двухсветному четверику холодного храма, на который поставлен тяжелый восьмигранник, перекрытый полусферическим куполом со стоящим на нем круглым световым барабаном с византийской главкой и крестом. Далее четверик соединен арочным проемом с вытянутой трапезной, перекрытой коробовым сводом, переходящим на западе в сомкнутый. Колокольня представляет собой ярусную постройку с сохранившимся нижним ярусом, перекрытым крестовым сводом, с перспективным порталом от первоначальной колокольни.  В 1865 г. старая шатровая колокольня была разобрана начиная «со звона» и надстроена в стиле ампир на средства прихожанина Леденцова.

Холодный храм, где в настоящее время ведутся реставрационные работы, был расписан ярославскими мастерами в 1717 году.  Исследователи предполагают,  что возглавлял бригаду «знаменщик» Фёдор Игнатьев – один из ближайших помощников знаменитого ярославского изографа Дмитрия Плеханова, расписавшего Софийский собор в Вологде.  А известный искусствовед Игорь Грабарь относил фрески ц. Иоанна Предтечи в Рощенье к лучшим образцам русской фресковой живописи XVIII века. И это так, живопись, исполненная во  фреско-темперной технике, представляет уникальный образец настенного письма, выполненного на высоком профессиональном уровне. 

Привлекает внимание своей необычностью одна из композиций, где верующие  изображены в виде свечей. Так художник метафорически представил свет веры в каждом из нас. Так же на стенах расположены сцены, посвященные акафисту Богородицы,  отдельные композиции «Песнь Песней» и конечно же представляют огромный интерес сцены жития Иоанна Предтечи, о земном пути Иоанна Крестителя, совершавшего ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан,  известно далеко не всем. Да и деяний его сохранилось не так много.

В храме  присутствует пятиярусный иконостас, украшенный объемной позолоченной  резьбой. Сохранились и иконы иконостаса, хотя в настоящее время  подлинные образы хранятся в фондах Вологодского музея-заповедника, где для них созданы все условия музейного хранения. По причине долгого не выполнения реставрационных работ, золоченая  резьба иконостаса потеряла крепления, местами значительно утратилась. Сейчас на иконостасе реставраторы выполняют противоаварийные работы: борются с пылевыми загрязнениями, выполняют дезинфекцию, что бы плесень не уничтожала отделку резьбы,  закрепляют детали, укрепляют  левкас и позолоту. 

Состояние настенной живописи Предтеченской церкви специалисты оценивают как аварийное. Повышенная влажность в помещениях приводит к появлению плесени и солевых отложений на фресках (некоторые фрагменты буквально «пузырятся»). Во многих местах красочный слой шелушится, и мелкие «чешуйки» темперно-клеевой живописи могут осыпаться даже от сквозняков. Кроме того, на стенах много паутины, которая при одном неверном движении тоже тянет за собой часть красочного слоя.

Задача реставраторов на сегодняшний день – продезинфицировать и укрепить отстающие фрагменты живописи.

«Работа на иконостасе и настенных росписях получается достаточно сложная, трудоемкая,  требует особой осторожности с шелушащимся красочным слоем,  терпения и профессионального мастерства при укреплении тонкой штукатурки, значительно  отставшей от кладки. Большую работу приходится вести  в нижнем регистре росписей, кирпич которых поврежден подсосом влаги, бортовка перестала работать и живопись сыплется прямо на глазах. Но поднимая взор вверх: перед глазами богатство красок,  множество мелких сюжетных композиций рядами  выстраивают небесную евхаристию,  а созданный  живописный колорит приносит праздник,   с множеством  цветов, кулисок, орнаментов,  разнообразием животных. И это вселяет радость. Первые шаги в сохранении живописи храма  после долгих отсутствий реставрации   делают вологодские реставраторы.  Бригада специалистов не большая, но будем успевать до прихода холодов. При этом,  живопись еще стоит исследовать, подтвердить дату создания и конечно же выполнение  полной реставрации.»– рассказывает реставратор Ольга Соколова.

Выполнение противоаварийных работ на живописи, позволит  выполнять дальнейшие работы на храме: отвести  лишнюю влагу со стен, устроить полы с небольшим подогревом, сделать благоустройство, а затем опять вернуться к полной реставрации уникальной живописи храма  Иоанна Предтечи.