В день памяти апостола Иоанна Богослова епископ Фотий совершил Литургию в кафедральном соборе Великого Устюга

21 мая Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этот день епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий совершил Божественную литургию в Прокопьевском кафедральном соборе города Великого Устюга.

Его Преосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Михайло-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), клирик Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев. Диаконский чин представил диакон Михаил Караваев.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Людмилы Фоминой.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Иоаким (Угдужеков).

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе.

По окончании Литургии правящий архиерей возглавил крестный ход. В архипастырском слове владыка Фотий поздравил всех прихожан с праздником:

— Христос Воскресе, братья и сестры! Мы продолжаем прославлять Воскресшего Господа, и уже на следующей неделе, в среду, будет отдание праздника Святой Пасхи, мы будем праздновать Вознесение Господа на небо.

Господь возносится, но не сходит Дух Святой, Который пребывает в Церкви во все дни земного бытия. Мы с вами это чувствуем. Последняя неделя перед праздником отдания Пасхи, когда богослужение совершается по особому Пасхальному чину, называется Неделей о слепорожденном. За Божественной литургией мы слышали длинный отрывок из Евангелия о том, как Господь исцелил слепого от рождения, чудо Божие породило много вопросов и недоумений.

Также сегодня Святая Церковь чтит память одного из ближайших учеников Иисуса Христа — святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он был любимым учеником Христа Спасителя, и Святая Церковь, верующие называют его апостолом любви. Согласно преданию, когда святой состарился и стал совсем слаб, он уже не мог проповедовать и твердил только одну фразу: «Дети мои, любите друг друга!»

Мы знаем ту преданность, которую оказывал Иоанн Богослов во время земной жизни, пребывая с Господом. Он сопровождал Господа во время ключевых событий Его жизни: был свидетелем Преображения Христа на горе Фавор, спросил Иисуса об имени предателя, присутствовал при допросах Учителя, находился подле Креста на Голгофе и ухаживал за Матерью Господа — Пресвятой Девой Марией — до Её Успения. Он один из тех учеников-апостолов, кто почил немученической естественной смертью, но в то же время определенно загадочной, как это говорится в Святом Предании.

Он прожил более ста лет, и ему принадлежат несколько книг Священного Писания: прежде всего, это Евангелие от Иоанна Богослова, три соборные послания и книга Откровения, которую он написал на острове Патмос, куда его сослали в многолетнее заточение.

Апостол Иоанн всегда имел любящее сердце. Если мы внимательно читаем те слова Священного Писания, которые написаны его рукой, то чувствуем, как они пронизаны Божественной любовью. Он сказал очень много слов, которые для нас, верующих христиан, раскрывают, что же такое подлинная любовь. Одно из его высказываний: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Это свидетельствует о том, что если ты говоришь, что любишь Бога, но при этом деятельной конкретной творческой любовью не любишь ближнего своего, то ты лжешь. В этом его высказывании вся тайна любви. Истинная любовь к Богу имеет необходимую связь с любовью к ближним. Где нет любви к ближнему, там нет любви к Богу.

Мы знаем, как непросто оставаться в спокойном расположении духа, как часто в нас проявляются раздражение, недоумение и как хорошо любить любящих нас, но как непросто иметь доброе, светлое расположение ко всем людям. Именно о такой любви говорит нам святой Иоанн Богослов. Конечно, это любовь в идеале, но слова апостола Иоанна нам дают возможность понять истину: если мы не можем полюбить человека, то мы должны воздерживать себя от оскорбления, от внутреннего раздражения к этому человеку. Такая добрая христианская середина дает нам возможность сдерживать себя в момент, когда хочется взорваться и оскорбить, обидеть, и когда человек улавливает это чувство, тогда как раз и проявляется эта истинная любовь.

Дай Бог, чтобы мы постигали эту очень непростую науку, ту науку, которая нам дает возможность жить в мире и любви между собой. Пускай Господь нас всех укрепляет в этом. Аминь.