Устюжане отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественными богослужениями

В древнем Успенском соборе Великого Устюга прошли богослужения, посвященные великому двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы.

27 августа, в канун праздника, в Успенском соборе состоялось всенощное бдение. На полиелее из алтаря была вынесена плащаница с изображением Успения Божией Матери.

28 августа, в день праздника, в древнем устюжском соборе состоялась Божественная литургия. Богослужение совершили: секретарь Великоустюжской епархии, настоятель Прокопьевского собора иерей Димитрий Рыжков, настоятель Архиерейского подворья «Михайло-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков, священник Сампсониевского собора города Санкт-Петербурга иерей Димитрий Норкин.

За богослужением молились верующие городских приходов Великого Устюга.

Песнопения богослужений исполнил хор под руководством регента Людмилы Фоминой.

По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг собора, после которого духовенство и верующие почтили Божию Матерь славлением у Ее Плащаницы.

Настоятель Михайло-Архангельского монастыря иеромонах Иоаким (Угдужеков) обратился к присутствующим со словами пастырской проповеди, в которой поздравил верующих с праздником, рассказал его историю, пожелал всем заступничества Божией Матери.

Праздничные богослужения продолжил молебен «Об учащих и учащихся перед началом нового учебного года».

29 августа в Успенском соборе Великого Устюга состоялось вечернее богослужение с чином Погребения Пресвятой Богородицы. Богослужение совершили: секретарь Великоустюжской епархии, настоятель Прокопьевского собора иерей Димитрий Рыжков, настоятель Архиерейского подворья «Михайло-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков.

После великого славословия духовенство и верующие прошли крестным ходом с преднесением Плащаницы, вознося Божией Матери хвалебную песнь и прославляя Ее Успение.

**************

На древнейшей площади Великого Устюга, Соборном дворище, возвышается величественное здание Успенского собора. Этот храм издревле был на особом положении – цари «жаловали» деньги на его строительство и украшение. В главном храме земли Устюжской находились ее святыни: чудотворные иконы «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия», храмовая икона «Успение Богоматери». Особо чтимым образом была выносная чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия».

История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI в. был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси – Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере.

Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине ХIХ века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце ХVII – ХVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов.

Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, великолепный иконостас поражает уникальной резьбой: гирляндами цветов, обвивающими каннелированные коринфские колонны с капителями, орнаментальными розетками, ажурными рамами икон верхнего яруса.

Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов и другие.

Святые образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чье творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление. Современник известного иконописца академик Яков Фриз, составитель «Летописца города Устюга 1793 года», в главе «О художествах и науках внимания достойных в Устюге Великом» отмечал: «Город Устюг имеет право похвалиться иконописною работою и живописью… Сиеж самое искусство цветет ныне под надзиранием здешняго Успенскаго собора протоиерея Василия Аленева, которой в равном достоинстве состоит с наилучшими российскими живописцами».

С именем Василия Аленева связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских – уникальную стенопись 70-х годов XVIII века, сохранившуюся до наших дней.

Действующим этот храм был, вероятно, до 1923 года. По крайней мере, одна из последних записей в летописи Успенского собора такова: «30 марта (12 апреля) 1923 года. После вечерней службы арестован настоятель собора Богословский, по распоряжению Центральной власти ему назначена высылка в Архангельский концентрационный лагерь. Священник М. Шилов отправлен в ссылку в область Коми».

Источник: Успенский собор, колокольня — Великоустюгский музей-заповедник, с официального сайта музея ustyug-museum.ru