Дата публикации: 12.10.2025

Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец

Путь к монашеству

Святой Григорий Пельшемский родился в 50-е годы XIV века в городке Галиче Мерском (ныне это город Галич Костромской области). На Костромской земле началась его монашеская жизнь, которая продолжилась в Ярославских пределах. Значительная часть жития преподобного связана с Вологодчиной, где он и обрел упокоение от земных трудов в 1442 году. Именно в нашем крае он стяжал славу усердного молитвенника, благочестивого послушника воли Божией, многопечительного руководителя монашеской обители и миротворца, заступника перед земными властями о бедствующих согражданах.

Святой Григорий происходил из знатного боярского рода. Об этом свидетельствует житие преподобного: «от славных родитель болярска роду, иже многым богатством и славою живущим, и от князь почтени». В древнем житии преподобного рассказывается, что Григорий от юности возлюбил Бога, прилежно проводил время за чтением священных книг. Когда будущему святому исполнилось 15 лет, родители решили женить его, но свадьба не состоялась из-за внезапной кончины родителей. Похоронив их, юный боярин раздал имение нищим и отпустил холопов на свободу, наделив каждого частью своей собственности.

Из Галича – к обители преподобного Диониия

Сам же Григорий удалился в Богородицкий монастырь близ Галицкого озера, где принял монашество. Преподобный со смирением и послушанием служил братии, проводил день и ночь в молитвах, был «постник чюден», так что иноки удивлялись его терпению, смирению и кротости. По достижении установленного возраста Григорий был возведен во священный сан, а затем стал игуменом обители. Владетельный князь Галичский Юрий Димитриевич, брат великого князя Василия, упросил будущего святого стать восприемником двух своих сыновей.

Подобное величание, чуждое смиренной душе Григория, побудило его оставить галичские пределы и отправиться  в поисках места, где бы он мог бы жить в молитвенном спокойствии. Удалившись в Ростов, где его никто не знал, Григорий поселился в Авраамиево-Богоявленском монастыре. Однако, по евангельскому слову, «…зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме…» (Мф. 5:15). Ростовский епископ Дионисий, познакомившись с  Григорием, предложил ему стать архимандритом Спасского монастыря на Песках, пребывавшему в то время в упадке. Знаменательно, что владыка Дионисий много лет  управлял Спасо-Каменным монастырем на Кубенском озере – так что для Григория это был, возможно, первый опыт общения с посланцем Вологодской земли. Из послушания воле архипастыря Григорий принял управление монастырем, но не оставил мысли о пустынножительстве.  За два года Григорий возродил и обустроил обитель, а потом оставил Ростов и направился на Север в поисках вожделенного молитвенного уединения.

Скитаясь по непроходимым дебрям, он дошел до монастыря преподобного Дионисия Глушицкого. «Странник просил себе уединенную келлию, — пишет об этом замечательный духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев в своем широко известном труде «Русскапя Фиваида на Севере, — и Дионисий дал ему келлию… в пустыни, называемой Сосновецкою, где создал церковь». Когда Григорий созрел для полного безмолвия, преподобный Дионисий благословил его удалиться на пустынничество.

Колокол призвал на Пельшму

С крестом на плечах и молитвою на устах направился подвижник на восток от Глушицкого монастыря и вышел на Сухону. Когда зарделась заря, он услышал вроде бы звон колокола и пошел на звук. Так он добрался до реки Пельшмы, где и водрузил крест, а рядом соорудил себе келью, положив начало новой обители. Произошло это в 1426 году. Григорий сочетал неустанные труды по устройству обители и возделыванию земли с молитвой и постом. Житие преподобного описывает, как бесы в виде змей и зверей пытались прогнать его с этого места, но подвижник побеждал их крестным знамением и молитвой.

Через некоторое время к нему стала собираться братия. Была построена деревянная церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы. Преподобный Дионисий Глушицкий принес своему ученику и духовному сыну книги, иконы и всё необходимое для богослужения, освятил новый храм. Вся жизнь Григория проходила в подвигах молитвы и доброделания. В новой обители царило строгое послушание. Угодник Божий постоянно трудился, «сонную отгоняще тягость», творил молитвенное правило, переписывал книги (по описи 1645 г., в Пельшемском монастыре хранились 9 Миней месячных и Устав, написанные святым основателем обители). Во время голода в обители находили пристанище нуждающиеся, святой помогал неимущим должникам.

Обличение неправедных властителей

Во время междоусобиц за московское княжение жители разоренных вологодских земель стекались в глухую лесную обитель на Пельшме, где находили теплый прием и посильную помощь. Житие старца повествует о его неоднократных подвигах умиротворения междоусобиц. Так, в апреле 1433 года князь Юрий Галичский овладел великокняжеским престолом, изгнав великого князя Василия, своего брата. Узнав об этом, Григорий поспешил в Москву и решительно обличил честолюбца. Князь Юрий внял увещеваниям угодника Божия, и возвратился в Галич.

В ходе осады Вологды войска князя  Димитрия Юрьевича Шемяки зимой 1449/50 г., грабили окрестные селения. Множество разоренных, голодающих крестьян нашли убежище в Пельшемском монастыре. Воспламененный святою ревностию, Григорий отправляется к Шемяке. За обличение князя в том, что тот «свою Русь воюет», и «воинство его горькой смерти предает христиан», тот приказал вышвырнуть его вон. Холопы княжеские сбросили преподобного с высоких сеней княжеского терема на лед. Сильно разбитый старец пролежал несколько часов без чувств, но потом поднялся и произнес грозное пророчество, а затем тихо побрел в свою обитель. На князя же Димитрия напал страх такой, что он не смог ночью сомкнуть глаз и наутро отступил от Вологды.

Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они «побиени быша… гневом Божиим» (видимо, имеется в виду разгром войск Шемяки под Галичем в 1450).

Праведная кончина и прославление

Преподобный Григорий перед кончиной, наступившей 30 сентября 1442 года,  отправился в церковь Бориса и Глеба (вероятно, сельскую), где служил духовный отец подвижника иеромонах Варсонофий. Там и скончался угодник Божий, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Тело свое преподобный завещал бросить в болото, но его привезли в обитель и похоронили в церкви с великой честью; при этом совершилось исцеление бесноватого, и вся церковь наполнилась благоуханием.

Преподобный Григорий Пельшемский был причислен к лику святых на соборе 1549 г. в Москве в числе сотни русских подвижников. Житие его составил инок Глушицкой обители Иринарх со слов очевидцев еще в 1492 г.

Память святого Григория 30 сентября (13 октября по старому стидю), в также в Соборе Вологодских святых, который Церковь празднует в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. Поминается святой Григорий Пельшемский и в Соборе Костромских святых, день памяти — 23 января (по новому стилю 5 февраля).

Мощи святого почивают в основанной им обители; они лежат под спудом близ северной стены в каменной церкви его имени. Впоследствии вокруг обители возникло село Лопотово. В 1612 году монастырь не избежал участи большинства северных обителей и был дотла сожжен бандами поляков и литовцев.

 

Святые продолжатели дела преподобного Григория

Святитель Игнатий Брянчанинов. История монастыря в XIX веке связана с именем прославленного в лике святых нашего земляка — святителя Игнатия Брянчанинова, автора известных всему христианскому миру богословских работ.  Монашеский постриг будущего святителя Вологодский епископ Стефан совершил в 1831 году, в течение месяца после этого владыка рукоположил его сначала в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Вскоре иеромонаха Игнатия назначают строителем Пельшемского Лопотова монастыря, который к тому времени по причине оскудения братии и общей ветхости был уже предназначен к закрытию. Около двух лет возглавлял обитель на Пельшме отец Игнатий, но за этот короткий срок благодаря своей мудрости, твердой воле и несокрушимой энергии возродил обитель в духовном и хозяйственном отношении. Был создан замечательный хор. За короткий срок число братии увеличилось до 30 человек. Были построены две каменные церкви — Богородичная с приделом святого Иоанна Предтечи и церковь во имя преподобного Григория, а также звонница, братский корпус. Монастырь обнесен невысоким каре с угловыми башенками и воротами. Возведен арочный каменный мост через Пельшму.

Во время служения в Пельшемской обители отец Игнатий дал послушнику Петру Мясникову рекомендательные письма, которые помогли юноше поступить в Оптину пустынь.  Впоследствии Петр принял монашеский постриг с именем  Пимена, много лет служил в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, прославился строгой духовноой жизнью. После смерти архимандрита Пимена в 1880 году по молитвам к нему люди получали исцеление души и тела. В 2000 году был причислен к лику святых как преподобный Пимен Угрешский.

Современное положение обители

Действовала Григорие-Пельшемская обитель вплоть до 30-х годов XX века, когда её  закрыли, монахов увезли неизвестно куда. В монастыре обосновалась сельскохозяйственная коммуна. В нее входили несколько человек, в гражданскую войну воевавших в Красной Армии. Церкви были использованы под жилье и зернохранилища. Редкие иконы и утварь сохранились или в домах верующих, или в музеях; например, икона XIX века «Воскресение Христово» вошла в собрание Русского музея. В 20 — 40 годы были разобраны кирпичная ограда монастыря, все жилые деревянные и хозяйственные постройки.

Во время войны в монастыре размещался детский дом. Еще в 80-х годах ХХ века тут был летний пионерский лагерь. Старожилы еще помнят, как весело тут жилось ребятам, как играли в футбол с мальчишками из соседних деревень…

В начале 50-х годов прошлого века на Лопотовских землях находилось подсобное хозяйство Сокольского ЦБК. Подсобное хозяйство (разной подчиненности) просуществовало до 1964 года. С 1965 года — это земли совхоза «Россия». В начале 70-х годов Лопотово опустело. Все жители села переехали в Кадников.

Точку в истории монастыря поставила экологическая катастрофа. В 70-х годах прошлого века Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат начал сброс технологических отходов в Пельшму. В ней погибла вся рыба и те деревни и села, что издавна стояли близ этой реки, обезлюдели. Одно из подворий Григорие-Пельшемского монастыря располагалось в Кадникове. При нем была выстроена часовня, которая несколько лет назад возвращена верующим. Там регулярно проводятся богослужения.

Прихожане Ильинской Засодимской церкви, что под Кадниковом (это ближайший храм к Пельшемскому монастырю), поставили Поклонный крест в память об обители. Ежегодно в день памяти преподобного Григория совершается крестный ход от Илиинского храма до заброшенной обители.

В вологодском храме Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу есть престол во имя преподобного Григория Пельшемского. Храм возрождается; 9 марта текущего года в нижнедольской церкви совершена первая со времени закрытия Божественная литургия. Начиная с 2015 года, несколько лет вологжане участвовали в крестных ходах из Кадникова на Пельшму. Принимали участие в разработке планов восстановления обители.

В канун памяти преподобного Григория Пельшемского, 12 октября, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва освятил придел по имя пельшемского святого в храме Рождества Богородицы на Нижнем Долу в Вологоде.

Благодарную память о преподобном Григории хранят не только вологжане. В одной из башен Макариева Желтоводского монастыря в 1785 (1786) г. был устроен храм во имя Григория Пельшемского, она действует и поныне.

 

Литература

Григорий Пельшемский, Вологодский. pravenc.ru›text/166551.html

Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003.

Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005.

Чуева Наталья. Книги «Время и люди», «Сокольский район».

Сальников А. Восстановление заброшенной обители: начинаются работы по возрождению монастыря преподобного Григория Пельшемского // Красный Север. 2016. 13 июля. С. 31.