Представители Великоустюжской епархии участвовали в открытии выставки лицевого шитья

18 мая в депозитарии Великоустюгского музея-заповедника (Советский пр., 58) состоялось открытие выставки лицевого шитья «Образы шиты шелками разными».

На выставке представлена богатая и разнообразная коллекция лицевого шитья из фондов музея.

На открытии выставки присутствовало духовенство Великого Устюга: руководитель Отдела по работе с молодежью Великоустюжской епархии иерей Феодор Фомин, священник Прокопьевского кафедрального собора иерей Вячеслав Бураков.

По благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Фотия с приветственным словом к собравшимся обратился иерей Вячеслав Бураков.

Хор кафедрального собора святого праведного Прокопия под руководством регента Людмилы Фоминой исполнил песнопения «Ангел вопияше» Модеста Петровича Мусоргского и стихиры Пасхи.

Лицевое шитье – это вид церковного искусства, своеобразная разновидность иконописи. Оно представляет собой шитье золотом и шелком иконописных изображений. Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Произведения лицевого шитья использовались только в богослужебных целях. Яркие, расшитые шелками и золотом, нередко с жемчугом и драгоценными камнями, они создавали в храме праздничный настрой, подчеркивая торжественность богослужения.

Если фрески и иконы в храмах писались исключительно мужчинами, то произведения церковного шитья создавались по преимуществу женскими руками. В богатых княжеских и боярских домах Древней Руси были особые «светлицы» — светлые комнаты, где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Среди них были царицы и княгини, боярыни и купеческие жены. Каждая мастерская имела свое «лицо» и свой «почерк». Процветало это искусство и в монастырях. Лицевое шитье было формой молитвенного прошения и приравнивалось к церковному служению.

Несмотря на широкое распространение золотного и лицевого шитья в Древней Руси, до нас дошло гораздо меньше вышитых произведений, чем икон. Это объясняется тем, что шитье быстрее приходит в ветхость. Коллекция лицевого шитья музея-заповедника поражает своим количеством прекрасно сохранившихся предметов и их разнообразием.

Большая часть экспонатов поступила в музей в 1920-30-е годы. Предметы были переданы из монастырей и храмов Великого Устюга и Великоустюжского уезда во время кампании по их закрытию. Среди памятников, представленных на выставке, плащаницы, воздухи, литургические комплекты, пелены и фелони с вышитыми образами на оплечьях.

Впервые демонстрируются наиболее ценные предметы XVII–XIX веков из музейного собрания. Самые ранние экспонаты на выставке датируются серединой XVII века. Это плащаница из Успенского собора и палица из Михайло- Архангельского монастыря. Кроме этого, посетители смогут увидеть произведения, вышедшие из золотошвейных мастерских именитых людей Строгановых, Великоустюжского Иоанно-Предтеченского и Шенкурского Свято-Троицкого монастырей. Некоторые предметы на выставке являются вкладами, то есть дарами, устюжских купцов их жен в Успенский собор.

Выставка «Образы шиты шелками разными» приурочена к Межрегиональной научно-практической конференции «Древнерусское шитье: история и традиции», которая пройдет на базе Великоустюгского музея-заповедника в июне этого года. Организатором конференции выступит Елена Юрьевна Катасонова – главный редактор журнала «Убрус», искусствовед, историк древнерусского шитья (г. Санкт-Петербург). На конференцию в Великоустюгский музей-заповедник приедут специалисты, искусствоведы и реставраторы из ведущих музеев, а также мастерицы-золотошвеи из разных городов России.

Фото Великоустюгского музея-заповедника