Память невинно убиенных в годы политических репрессий молитвенно почтили в поселке Полдарса

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, на месте захоронения заключённых лагеря «Опокстрой» в деревне Опоки состоялась лития о упокоении всех невинно убиенных и замученных в годы политических репрессий.

Богослужение совершил настоятель храма преподобномученика Симона Воломского поселка Полдарса Великоустюгского района иерей Димитрий Живаев.

 

ГУЛАГ «Опокстрой»

На 452-м километре за деревней Прилуки (правый берег) река Сухона резко поворачивает на северо-восток и стремительно мчится в крутой излучине между 65-метровыми берегами (85 метров – самое высокое место). Это места заповедные, на многие десятки километров вокруг простирается девственный северный лес, лишь изредка разбавленный полями вокруг заброшенных ныне деревень.

В вершинной части излучины расположен самый опасный сухонский порог «Опокский перебор» (Опока – в переводе с древнерусского – «скала». ) , названный по одноимённому селу, расположенному на правом берегу реки. Длина порога — полтора километра, дно реки каменистое, сложенное известняковыми мергелями. Скорость потока воды достигает 5 метров в секунду, что схоже со скоростью горных рек.

В 1943—1947 годах на сухонской излучине находилась зона ГУЛАГа. Заключенные лагеря «Опокстрой» строили судоходный шлюз, который должен был поднять уровень воды на опасном перекате.

Подготовительные работы были начаты в ноябре 1940 года, строились землянки, завозилась рабочая сила. Набор рабочей силы для строительства производился «известным» способом, и к январю 1941 года на Опокстрое насчитывалось 97 вольнонаемных (ИТР, стрелки охраны) и 1123 рабочих-заключенных.

− Привезли их зимой, − говорят о конвоируемых старожилы Опок, − сами же они вырыли ямы, закрыли брезентом, и жильё готово. Половина сразу же заболела, так как тёплой одежды и зимней обуви не хватало. Возраст заключённых был от 16 до 70 лет.

С началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено. 31 мая 1943 года Государственный комитет обороны принимает решение о возобновлении строительных работ.

В начале 1945 года в Опоклаге возросли заболеваемость и смертность среди заключенных, больные составили 57% списочного состава лагеря (2677 человек), умирало до 25 человек в месяц. Как отмечал в своем отчете начальник Опокстроя, прибывавшие этапами заключенные «имели склонность к элементарной дистрофии».

По словам жителей Опок, люди работали вручную, таскали камни и брёвна: «Работа была непосильной. Это были рабы, полуголодные, полураздетые рабы. Многие заключенные пытались бежать (до 70 человек в месяц), но уйти никому почти не удавалось – догоняли собаки». По словам одного из жителей посёлка Полдарса — он был охранником в Опоклаге и, к сожалению, не дожил до наших дней, — сбежать в действительности удалось лишь одному человеку – женщине — литовке.

По рассказам Валентины Васильевны Черемисиной — работала на водомерном посту, поэтому осталась в Опоках, — она помнит время, когда прислали партию в 700 человек с юга.

 — Юноши и девушки. Одеты они были плохо, на ногах веревочные лапти, онучи худенькие. А так как морозы у нас сильные, все 700 человек и умерли. (Записал 30. 04. 1989 г. Иванов Ю. П., сотрудник музея – заповедника г. Великого Устюга.)

Но с ростом численности вставала новая проблема: чем кормить заключённых, ведь всё продовольствие шло на фронт. По этому вопросу снова обратимся к документам. 1944 год. «До декабря не было получено овощей, в декабре получены 60 тонн квашеного листа низкого качества, других овощей нет. Занаряженные 30 тонн из Сиблага сухие овощи не были отгружены». Далее: «Вологодской областной лабораторией большая часть зерна (80 тонн ячменя и 560 кукурузы) признана недоброкачественной». (Архивные материалы Великоустюгского филиала Государственного архива Вологодской области. (ВУФ ГАВО). Ф. Р. – 684с. )

Заключённые умирали в больших количествах. За 1944 год из, примерно, 800 человек на стройке погибло более 500 человек — это самая большая смертность (около 63 процентов) по сравнению с процентом погибших во всей системе ГУЛАГ за 1944 год (9,2 процента).

«Где же их хоронили?» — возник у нас вопрос. Наши собеседницы поведали, что места захоронений находятся выше деревни, примерно в километре от поселения. Хоронили без всяких отпеваний и всех полагающихся обрядов: вырывали общую яму и мёртвые, голые и охладевшие тела сбрасывали туда как ненужный хлам. Кто как замерз, грузили и отвозили в «братскую могилу», а пока яма не наполнится, так и не закапывали. Сердобольные жители где ёлочку, где кислицу высадят на могильник, потому что не разрешалось там никаких памятников ставить. Второе известное место захоронений находится в районе расположения деревни Прилуки, где находился лагерный участок №2.

— Как-то ходили в Прилуки — дорога тогда ещё вдоль реки была — так моя собака голову человеческую вырыла, — со скорбным выражением лица обронила негромкую фразу Августа Михайловна Романова. (А. М. Романова, 1925 г., Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Порог, рассказ записан Н. Тчанниковой. )

— Теперь в этих местах лес стоит, кто не знает могильничков — не найдет.

К весне 1947 года строительные работы на гидроузле в основном завершились. Но 25 апреля 1947 года весенним паводком и ледоходом была разрушена водосливная плотина, в ее средней части образовался проран длиною 72 метра .

Приказом МВД СССР от 23 июня 1947 года строительство было законсервировано, Опокский ИТЛ ликвидирован.

Много воды утекло с тех пор в Сухоне. От Опокского гидроузла фактически ничего не сохранилось, лишь кое-где проступают остатки былых сооружений.

В 1997 году на мысу берега реки Сухоны, в том месте, где был расположен лагерь репрессированных, установлен крест. Автором и исполнителем идеи постановки креста был Денис Скударь – мастер резьбы по белому камню из Москвы, молодой художник, руководитель детской художественной студии.

В 2004 году неподалёку от деревни Опоки, где находится одно из захоронений, был установлен памятник, который увековечивает память о событиях того времени и тысячах безвинно погибших осужденных. Памятник был установлен на средства местного частного предпринимателя Лендяева Василия Михайловича.

Опокстрой считается одной из самых смертельных стройплощадок ГУЛАГа и одновременно самой бессмысленной, ведь цель так и не была достигнута.

 

Источники:

  1. www.booksite.ru/fulltext/vel/iky/ust/iug/10.htm
  2. www.hintfox.com/article/ostrovok-gylaga-na-opokskoj-z..
  3. www.severnoedivo.ru/hystory.html
  4. https://vk.com/wall327458_25265