Отошла ко Господу монахиня Магдалина (Ольга Некрасова-Чавчавадзе)

Отошла ко Господу монахиня Магдалина (Ольга Некрасова-Чавчавадзе)

24 марта, в Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, скончалась монахиня Магдалина (Ольга Некрасова-Чавчавадзе).

Многотрудная жизнь Ольги Некрасовой-Чавчавадзе была тесно связана с Вологодчиной, хотя родилась она в Париже в 1933 году, в семье эмигрантов. Отец — Андрей Александрович, внучатый племянник поэта Николая Некрасова; мать — Мария Львовна Казем-Бек, принадлежала старинному дворянскому роду. Родители развелись, Мария Львовна повторно вышла замуж за князя Михаила Николаевича Чавчавадзе, в семье появились дети — Дарья, Зураб и Михаил.

В 1947 году семья Чавчавадзе, поверив обещаниям Сталина, что преследовать эмигрантов не будут,  вернулась в Советский Союз, поселилась в Тбилиси. В 1948 году Михаил Николаевич был обвинен в шпионаже и приговорен к 25 годам лагерей. Марию Львовну вместе с детьми  выслали в Казахстан. В ссылке семья испытывала голод и нужду. В 1952 году Ольга Андреевна отправилась за помощью в Москву, к митрополиту Николаю Крутицкому (Ярушевичу) — с ним девушка познакомилась в Париже, куда митрополит Николай приезжал после войны. Владыка позднее помогал семье Чавчавадзе; без его помощи, вспоминала монахиня Магдалина, им трудно было бы выжить. А Ольгу за прогул арестовали, она получила четыре месяца тюрьмы.

В 1956 году отчим вернулся из лагеря. Еще в ссылке молодая девушка решила трудиться только в Церкви — и не отступала от этого решения никогда. Ольга Андреевна уехала в Ташкент и устроилась бухгалтером на епархиальный свечной завод.

В Вологду она в 1958 году приехала по совету игумена Никона (Воробьева): Ольга была духовной дочерью этого замечательного старца в миру, автора известной книги «Нам оставлено покаяние» (20 писем, опубликованных в этой книге, адресованы Ольге Чавчавадзе).

Вскоре Ольга перевезла в Вологду всю семью. Михаил Николаевич стал секретарем епископа Мстислава (Волонсевича), управлявшего тогда Вологодской епархией. Ольга была машинисткой, бухгалтером и делопроизводителем в храмах Вологды и Грязовца. Это не помешало ей закончить Московский институт иностранных языков. Получив диплом, Ольга вернулась в Вологду. Как она спустя много лет  вспоминала, в храм, где она тогда работала, пришел сотрудник ВГБ. «Вы молодая девушка, закончили такой престижный институт, а работаете в Церкви, где одни старухи…» — «А какой нужно институт закончить, чтобы работать в Церкви? Скажите, я закончу…»

В 1963 году гонения на Церковь усилились, и Ольга Андреевна перевезла семью в Тбилиси, а сама переехала в Эстонию и поступила на службу в Иоанно-Предтеченский храм в пригороде Таллина. В Пюхтицком монастыре она приняла монашеский постриг с именем  Магдалина, но долгие годы держала свое монашество в секрете.

Из Таллина Ольга не раз приезжала в Вологду. Встречалась с людьми, знакомыми ей по церковной юности (они ее знали как Ольгу Чавчавадзе), посещала храмы и святыни Северной Фиваиды, по возможности оказывала приходам благотворительную помощь. Ее радовало, что храмов становилось все больше, что в них появляется молодежь, но огорчало равнодушие к вере у большинства народа.

Глубокое знание основ православия и пламенная вера составляли внутренний стержень монахини Магдалины. «Потребность в Боге я ощущала всегда», — сказала матушка в беседе с насельницамиМарфо-Мариинской обители, и эта потребность руководила всей ее жизнью.

Бывая много раз во Франции, Ольга не раз посещала Покровский монастырь в Бюсси-ан-От (Бургундия, Франция), и в конце XX века стала его насельницей. В начале XXI века монахиня Магдалина вернулась в Россию. С 2013 года она была насельницей Марфо-Мариинской обители в Москве.

В нынешнем году обострение давних недугов привело монахиню Магдалину в клиническую больницу святителя Алексия, митрополита Московского. Ежедневно матушка приобщалась Святых Христовых Таин.

Монахиня Магдалина отошла ко Господу в пятницу Крестопоклонной седмицы Великого поста, когда в православных храмах  завершается поклонение Животворящему Кресту.

Раба Божия Магдалина, моли Бога о нас, грешных!