Никольский собор в Устье: возрождение начинается

Храм святителя Николая в селе Устье входит в число церквей на Вологодчине, которые благотворительный фонд «Наследие Русского Севера» счел нуждающимся в срочной реставрации.

Местные жители с радостью поддержали идею. Они активно участвовали в уборке восстанавливающегося храма. В июне начались проектные работы по реставрации комплексного храма Никольского храма. Они будут продолжаться около года. Деньги на проект выделены областью при участии благотворительного фонда «Наследие Русского севера», руководителем попечительского совета которого является губернатор области Олег Александрович Кувшинников.

Чуть ранее в восстанавливающемся храме состоялось первое за сто лет архиерейское богослужение. Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил в верхнем храме Божественную литургию.

Храм Николая Чудотворца  это отдаленная копия Воскресенского кафедрального собора Вологды. Специалисты считают, что копия получилась вполне самостоятельным зодческим шедевром.

Внутреннее убранство верхнего храма практически не сохранилось. Лишь угадываются остатки росписей — можно предположить, что между рядами окон стены украшали ряды живописных картушей и медальонов.

Стоит обратить внимание, что в Воскресенском соборе, изначально проектировавшемся, по-видимому, столичным мастером (только не из Петербурга, а из Первопрестольной), не всё удалось. Проект реализовали не в полной мере, возводили сооружение не москвичи, а сами вологжане, «как они видели». Завершения храма в Устье более изящны по сравнению с вологодским прообразом. Как и у оригинала — вологодского Воскресенского собора, — нижний этаж устьянского храма приземистый, более напоминающий при взгляде снаружи подклет.

Изнутри это впечатление в полной мере подтверждается. Нижний храм, где сейчас совершаются богослужения, не может похвастаться богатым естественным освещением, зато такое помещение проще отапливать холодными северными зимами. Убранство храма очень простое.

Полную антитезу зимнему храму представляет собой летний, располагающийся на втором этаже. Грандиозное подкупольное пространство, не отягощённое несущими столпами, пронизано светом и исполнено какой-то внезапной легкости, которую не ожидаешь от интерьеров, когда смотришь на храм снаружи.

Верхний храм не действует, внутреннее убранство практически не сохранилось. Лишь угадываются остатки росписей — можно предположить, что между рядами окон стены украшали ряды живописных картушей и медальонов.

Андрей Сальников

Газета «Красный Север» 

Фото Олега Зажигина