Митрополит Савва побывал с архипастырским визитом в Шекснинском церковном округе

5 августа, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил объезд Шекснинского церковного округа в сопровождении благочинного округа протоиерея Александра Колесова.

Правящий архиерей побывал в поселке Чёбсара, где завершается строительство Покровского храма; в селе Чуровском, в котором идет восстановление древнего Богородице-Рождественского храма, а также в том месте Шекснинского района, где находилась Антониева Черноезерская пустынь.

 

Покровский храм в посёлке Чёбсара

 

Населённый пункт Чёбсара название получил от здешней реки: это финно-угорское слово на русский переводится как «угол, тупик». В начале ХХ века была открыта железнодорожная станция Чёбсара, в 1931 году преобразованная в посёлок городского типа, который с 1929 по 1962 годы был центром Чёбсарского района. В ходе укрупнения административных образований территория была поделена между Шекснинским и Вологодским районами.

С инициативой сооружения храма в Чёбсаре выступили жители посёлка, её поддержал  митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, возглавлявший в 2014-2020 годах Вологодскую кафедру. В конце 2016 года он побывал в Чёбсаре, встретился с руководством местной администрации, при участии владыки для постройки храма была выделена площадка рядом с поселковой администрацией.

В 2019 году был поставлен сруб, в  течение лета 2020 года удалось установить окна, двери, устроить крыльцо будущего храма. В том же году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен купол с крестом, освященные протоиереем Александром Колесовым.
К нынешнему времени на храме завершены кровельные работы, ведется отделка внутренних помещений.

Храм  Рождества Пресвятой Богородицы в селе Чуровском

 

Чуровскому храму Рождества Пресвятой Богородицы более 400 лет. Первое упоминание о нём относится к 1544 году; отмечается, что это была деревянная церковь «удивительной красоты».

В 1765 году на средства генерал-поручика Данилы Степановича Журавлева возведён каменный храм с высокой колокольней, стены внутри которого были украшены богатыми росписями. В церкви было три престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Строитель чуровской церкви происходил из крестьян деревни Игумнова Чуровского  прихода. Данило Степанович был сдан в солдаты; ловкий, умный парень вскоре выслужился до чина поручика. Стоя на посту около дворца, он случайно открыл заговор против одной из царственных особ. Виновные были наказаны, а поручик Журавлев в 12 дней был произведен по всем чинам военной службы до генерала включительно, осыпан царскими милостями и награжден вотчинами.

На кладбище около чуровской церкви покоится прах епископа Мисаила (в миру Михаила Ивановича Крылова), родившегося 4 июля 1837 года в деревне Улошково близ Чуровского, в семье пономаря, и скончавшегося после 1918 года. Владыка Мисаил управлял Орловской, Могилевской и Олонецкой епариями, на покой был уволен в 1917 году, когда управлял ставропигиальным Симоновым монастырем в Москве. Владыка Мисаил никогда не забывал свою родину: построил чуровскую школу, богадельню, детский приют, помогал храму, селу и жителям Чуровского края. С 1892 по 1913 годы он пожертвовал на благоукрашение и поддержание чуровской церкви 70 800 рублей. На могиле епископа Мисаила был устроен склеп, горела неугасимая лампада. За много лет кладбище, что располагалось возле церкви, стёрто с лица земли.

Власть, установившаяся после Октябрьской революции, считала Православную Церковь опорой царизма и эксплуататорского строя, а потому подлежащей ликвидации. Уже в 1922 году церковные школы были закрыты, прекратили своё существование приют для детей-сирот и богадельня для престарелых. В том же 1922 году золотые и серебряные украшения церкви были отобраны во время кампании по изъятию церковных ценностей. К 1923 году была закрыта и плешаковская церковь, приписанная к храму в Чуровском.

Храм в Чуровском занимали магазин, сапожная мастерская, типография… В апреле 1935 года Ленинградский областной исполнительный комитет принял решение о ликвидации чуровского храма. Были сброшены колокола, сняты кресты и купола, забелены известью росписи, снесён склеп над могилой епископа Мисаила (Крылова), взорвана колокольня. Взрывали и храм, но полностью уничтожить его не удалось — крепким оказалось здание…

Здесь долгое время располагался Чуровский дом культуры. Позже к зданию надстроили два этажа, и до 1987 года в них помещались учебные классы Чуровской основной школы. После переезда школы в новое здание второй этаж занял культурно-спортивный комплекс.

В 2007 году начались работы по ремонту и восстановлению храма. Чуровский ДК переехал в новое здание. Фонд развития малых городов и сёл «Земля Вологодская» оказал помощь верующим. Совместными усилиями Фонда, администрации и жителей Чуровского поселения были полностью разобраны полы и перегородки в помещении алтаря и сцена Дома культуры. Была отремонтирована крыша, расчищен от птичьего помета чердак, восстановлены алтарь и иконостас. Над иконами работал иконописец Пётр Фомичев.

Антониева Черноезерская Богородицкая пустынь

 

В XVI веке преподобный Антоний пришёл на берег одного из Чёрных озер в 40 верстах к северо-востоку от Череповца и построил там храм. Так был основан Богородице-Рождественский Черноезерский монастырь. Монастырь был расположен на острове у Щирского погоста.

Преподобный скончался в 1598 году в своей пустыни. Его святые мощи почивали под спудом за правым клиросом деревянной церкви в честь Рождества Богородицы, построенной в 1839 году на месте древней часовни над гробом святого (сохранился фундамент церкви).

На Архиерейском подворье Воскресенского собора города Череповца сохранился образ преподобного Антония Черноезерского 1840-х годов, на котором святой изображён  в рост на фоне леса и Чёрных озёр, со свитком в левой руке, правая рука — благословляющая. В собрании Череповецкого музея находится образок (6×7 см) преподобного Антония Черноезерского начала XX века.

Два раза монастырь претерпел полное разорение: в 1581 году — от литовцев и в 1682 году — от шведов. При секуляризационной реформе в 1764 году обитель была упразднена, церковь стала бесприходной. В 1821 году церковь приписана к Богородице-Рождественскому Чуровскому приходу, позднее возобновлена как самостоятельный приход. В 1875 году была построена новая однопрестольная деревянная церковь, на каменном фундаменте, на месте часовни над мощами преподобного Антония Черноезерского, пришедшей в ветхость.

В 1912 году с целью осуществления православной миссии среди старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия, имевших в Череповецком уезде множество скитов, стараниями духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой) Черноезерская пустынь официально получила статус общежительной женской обители. В 1923 году монастырь был закрыт и преобразован в сельхозартель, монахини в обители проживали вплоть до 1940 года. В 1940 году обитель была закрыта окончательно, церковь разобрана на стройматериалы.

В 2005 году на месте разрушенного каменного монастырского храма установлен поклонный крест.

К нашему времени от Антониевой Рождество-Богородицкой пустыни на Черных Озерках остался только кирпичный остов так и не освященного каменного собора. Там, где стояли монашеские кельи, ныне местное действующее кладбище.