К истории Воскресенского собора. Как подклетье превратили в храм

Продолжается публикация беседы сотрудника информационно-аналитического отдела Вологодской епархии Андрея Сальникова с ключарем Воскресенского собора, старшим преподавателем Вологодской духовной семинарии священником Сергием Зяблицким.

Во второй части беседы отец Сергий рассказывает, как и когда был в первый раз освящен нижний храм Воскресенского собора города Вологды. Следующая публикация — о нынешнем устройстве храма.

— Мы говорили о строительстве теплого кафедрального собора в целом. А как шло обустройство нижнего этажа?

— Конечно, работы в нижнем храме были связаны с изменениями внешнего и внутреннего вида всего собора. Более тридцати лет он выглядел совершенно иначе, нежели мы привыкли его видеть сейчас: с белыми фасадами, без какой-либо настенной живописи внутри и с красным цветом крыш. Только в начале XIX века Воскресенский собор стал украшаться. В 1803 году для росписи стен собора были приглашены московские мастера Иван Гофман и Иван Фохт. Эти живописцы прекрасно выполнили свою работу, и в 1810 году все росписи были закончены.

Вы же понимаете: когда идут такие масштабные работы, богослужение вести невозможно. Но ведь не может главный собор епархии простаивать! Вот и решили в 1805 году оборудовать для богослужений нижний храм. Помещения там не очень большие, и если бы не насущная необходимость, их, скорее всего, и дальше использовали бы как подсобные — складские, скажем.

— Но ведь, батюшка, чтобы совершать в помещении церковные службы, его мало подготовить — надо еще и освятить… Почему же в северном нашем городе появился храм в честь Киевских преподобных?

— Дело в том, что Вологодской епархией в то время управлял епископ Феофилакт (Слонецкий). Он долгое время пребывал в Киево-Печерской лавре, был там наместником, а также ректором Киевской духовной академии, которая в лавре размещается. Прибыв в северные земли, владыка Феофилакт, наверное, скучал по своей родной обители, по святым, у мощей которых он долгое время молился… Дополню, что, выйдя на покой в 1808 году, владыка вернулся в Киево-Печерскую лавру. Так что освящение нижнего храма кафедрального собора в честь Киево-Печерских святых было обязано этому архиерею.

Но связь Вологодского севера с Киевом не с XIX века началась, а лет на 700 пораньше: основатель нашего города, преподобный Герасим, пришел на берега реки Вологды из Киева в 1147 году. Интересно, что до XX века его называли Герасимом Киевским, а не Вологодским. С середины XVIII века по конец XIX века на Вологодской кафедре было семь епископов,  служивших или учившихся в Киеве. Так что для вологжан освящение нижнего храма во имя Киево-Печерских святых не было диковинным — связь южного и северного центров русского православия ощущалась всеми как вполне естественная, органичная и подчеркивала наши дружеские отношения.

Епископ Вологодский и Устюжский Феофилакт занимал Вологодскую кафедру в 1803 — 1808 годы. Но ведь были и другие святители, чьи имена тесно связаны с историей Воскресенского собора?

— Прежде всего назову святителя Игнатия Брянчанинова — замечательного духовного писателя, уроженца Вологодчины. Правда, епископский сан он принял, уже оставив наши края, но память о родных местах хранил всю жизнь. Именно в нижнем храме кафедрального собора Димитрий Брянчанинов принял монашеский постриг 28 июня 1831 года — в верхнем храме тогда шли ремонтные работы. Владыка Стефан (Романовский) нарек новопостриженного монаха в честь священномученика Игнатия Богоносца. Здесь же 4 июля Игнатий был рукоположен во иеродиакона, а 25 июля — во иеромонаха. «Свершилось! — писал будущий святитель своему другу П. П. Яковлеву в августе того же года. — Когда меня постригли, показалось мне, что я умер, когда посвятили — казалось — воскрес… Живу какою-то новой жизнию…»

Нельзя не упомянуть епископа Иннокентия Херсонского (Борисова), который также был тесно связан с Киевом: в Киевской духовной академии он получил свое богословское образование. 

Владыка управлял нашей епархией в 1841 — 1842 годах, и за неполный год сделал очень много. Епископ Иннокентий установил празднование Вологодским святым. «Куда ни посмотрю, везде вижу целые лики святых!  — обращался он к пастве в Софийском соборе. — Воззрю ли на восток? Там святой Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом… Обращусь ли к западу? — Здесь обители святого Павла Обнорского, святых Корнилия и Арсения Комельских высятся, яко твердыни духовные в отражение врагов видимых и невидимых…» Владыка Иннокентий — один из немногих Вологодских архиереев, кто путешествовал «по своей епархии, которая пространством похожа на экзархию». Осенью и зимой святитель почти еженедельно проводил в архиерейском доме «Иннокентиевские ученые пятницы». Приглашали людей из разных сословий, интересующихся наукой и богословием. Перед ними выступали преподаватели семинарии с лекциями и священники с проповедями.  Пастырям Преосвященный Иннокентий сам подавал пример, регулярно проповедуя за богослужениями. Дар слова владыки приводил вологжан в восторг, и вологжане не могли нарадоваться, что их архиереем был такой ученый и разумный человек. За вдохновенное проповедничество владыку Иннокентия называли русским Златоустом.  Его перу принадлежит много духовных книг, в том числе и очень известный труд «Земная жизнь Иисуса Христа» — его уже и в наше время переиздавали.

Частица мощей святителя Иннокентия принесена в 2017 году в Воскресенский кафедральный собор. Его образ, как и образ святителя Игнатия Брянчанинова, будет установлен в иконостасе нижнего храма Воскресенского собора.

В следующей публикации отец Сергий расскажет о современном устройстве нижнего храма собора и о возможностях вологжан участвовать в его благоукрашении.

Андрей САЛЬНИКОВ