Дата публикации: 19.09.2025

Древлехранитель Вологодской епархии Ольга Соколова спасает уникальные фрески в Осетии

Древлехранитель Вологодской епархии, художник-реставратор высшей категории Ольга Александровна Соколова, работая по приглашению Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания, выявила дефекты уникальных изображений на стенах часовни, после чего было принято решение о консервации фресок.

Ольга Александровна откликнулась на приглашение возглавить работы по сохранению уникальных фресок в Нузальской часовне-храме XIV века, памятнике федерального значения. В этом году она завершила первый этап консервационно-реставрационных работ по сохранению живописи древнего фрескового письма. Согласно разрешения на проведение работ, выданного Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания в задачу реставраторов вошли работы, направленные на сохранение живописи и профилактическое укрепление  после долгого реставрационного периода. В настоящее время храм находится в пользовании Местной православной религиозной организации «Владикавказская Епархия Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)».

Нузальская церковь начала XIV в. — одна из древнейших православных святынь на территории России. Это позднесредневековый погребальный храм, который связан в народной традиции с именем легендарного этнарха-прародителя Ос-Багатара, который стал фольклорным образом реальной исторической личности последнего известного царя Алании Багатара (кон. XIII — нач. XIV в.), стремившегося возродить могущество аланского государства.

Особую ценность данной часовни представляет настенная живопись, исполненная в технике фрески в середине XIV века. Ее обнаружили исследователи в 1946 году. Иконографический состав стенописи представляет изображение Спаса Вседержителя, Богоматерь, Иоанна Предтечи, ростовые фигуры Архангела Михаила и Архангела Гавриила, Георгия Победоносца и другие, что мы можем видеть воочию и на фотосьемке, выполненной при реставрации.

Согласно выполненного ранее исследования,  живопись исполнена на известково-песчаном основании, в границах исторической подлинной графьи  с нанесением многослойного письма и сохранением последовательности нанесения слоев высокопрофессионального письма иконописного мастера. Живопись выполнена в рамках византийского канона, о чем указывает палеография надписей, некоторые технические приемы в написании одежд. Фона с присутствием рефти. На одеждах и лике  явно выраженные четкие мазки белил, указывающие на слегка грубоватый индивидуальный подчерк и манеру письма, автора, выявленного имени исполнителя  — Вола Тлийский.

В период работ специалисты завершили первоочередные работы по дезинфекции от плесени и закреплению древних росписей, включающий укрепление красочного слоя и штукатурки, удаление пылевых загрязнений, укрепление живописи бортовой реставрационной обмазкой.

Нузальская часовня была построена из камня, преимущественно из сланца. Особенность этого горного камня в том, что с годами он начинает отслаиваться, поэтому консервация необходима. Несколько лет назад над часовней был возведен навес, защищающий ее от солнца и дождя. Сегодня историческое место нуждается в благоустройстве.

Для подтверждения значимости археологического сооружения потребовались годы исследований и кропотливой работы археологов, историков, реставраторов, по мнению которых  установлено, что это поминальная Нузальская церковь XIV в. Сейчас ученые уверены: часовня располагалась на территории неизвестной ранее столицы средневековой Алании с резиденцией ее последнего царя. В настоящее время, это место достаточно посещаемо и пользуется большой популярностью у гостей республики. Сюда регулярно приезжают туристические группы из разных уголков страны.