Чудо готовят своими руками – по милости Божией

7 февраля 2024 года митрополитом Вологодским и Кирилловским Саввой был торжественно освящен купол с крестом для восстанавливающегося Введенского храма, который находится на Введенском кладбище города Вологды. За несколько дней до этого события сотрудник Информационно-аналитического отдела Вологодской митрополии побеседовал с священниками, возрождающими храм на Введенском кладбище настоятелем иереем Тимофеем Левчуком и заместителем директора благотворительного фонда «Наследие Русского Севера» иереем Валентином Полетаевым, председателем епархиальной комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации.

Возрождена из праха

«Не верится! – удивляется отец Тимофей, глядя на храм.  – Представить не мог, что можно тут что-нибудь сделать. Это прямо чудо! В храм боязно было заходить – боялись, что крыша обвалится, на ней деревья росли. Стены черные, закопченные, на них надписи непристойные, сатанинские».

Собственно, Введенский храм – это пристройка к Никольскому кладбищенскому, который был возведен в 1818 году. Известный вологодский благотворитель Николай Иванович Скулябин хотел устроить здесь храм над могилами своих родителей, и на его средства в 40-х годах девятнадцатого века к Введенской колокольне пристроили небольшой тёплый придел. До его освящения Николай Иванович не дожил; похоронили его рядом с могилами предков.

Введенскую церковь снесли в 1936 году. Никольский придел использовали в разных целях – одно время здесь была мастерская по изготовлению гробов. В 1970-х годах хоронить на Введенском кладбище запретили, мастерская стала никому не нужна. Здание понемногу разрушалось.

В истории храма немало перекликающихся дат: начали восстановление храма спустя двести лет со времени возведения первой церкви на Введенском кладбище, в 2018 году. Важный этап этого процесса возрождения – установление креста над куполом – совершается спустя 170 лет со времени освящения Никольского придельного храма в 1854 году. Конечно, никто специально эти даты не подгонял, всё шло своим чередом. Может быть, так Господь в очередной раз напоминает, что всё в нашем мире связано.

«Случайности» или воля Божия?

Отец Тимофей был назначен настоятелем в 2018 году. На бедствующий храм обратил внимание православный семейный туристический клуб «Ковчег», действующий при Никольском храме во Владычной слободе. «Ковчег» путешествует по святым местам Вологодчины.  Когда выяснилось, что неподалеку от Никольского храма находится церковь, погибающая без человеческого ухода, – всем стало понятно: вот куда требуется силы приложить. Преподаватель воскресной школы Нелли Николаевна Миронова и певчая приходского хора Анна Павловна Меньшикова (сейчас она к своим послушаниям добавила заботы старосты Введенского прихода) сделали многое, чтобы привлечь к кладбищенскому храму церковное внимание.

Начали «ковчеговцы» с уборки. Сколько ведер земли и мусора вынесли, никто не считал: главное, что в храме стало можно совершать молебен. В 2019 году поставили леса, появилась возможность добраться до леса на храмовой крыше. Постепенно привлекали внимание к Введенскому кладбищу городских властей – ведь здесь не только Скулябины похоронены, но и немало других вологжан, известных своими деяниями во благо родного города. Самый известный – Христофор Семёнович Леденцов, основатель Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений. Его часто называют «русским Нобелем», но те, кто жизнь Леденцова знает поглубже, полагают, что сравнение не вполне корректно: Нобель награждал за успехи в той или иной деятельности, а вклад Леденцова помогал развитию науки.

«Становилось ясно, – считает отец Тимофей, – что без помощи опытных специалистов правильно выстроить дальнейшую работу сложно. Я ведь строительством никогда раньше не занимался».

Храм подводят «под ключ»

По благословению митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы к возрождению храма на Введенском кладбище подключился благотворительный фонд «Наследие Русского Севера».

«Мы уже третий сезон здесь работаем, – подхватывает разговор отец Валентин. – Кое-что удалось».

«Без квалифицированной помощи отца Валентина мы вряд ли смогли так много бы сделать», – уточняет отец Тимофей.

Отец Валентин обладает огромным опытом восстановления храмов. Он – настоятель Иоанно-Богословского храма в Вологде, который пришлось поднимать буквально из руин. Несколько лет упорного труда – и сейчас церковь из пристанища бродяг превращается в украшение улицы Маяковского. Может, удастся и название улице вернуть прежнее – до революции она была Богословской. Певец советского паспорта к Вологде отношения никакого не имеет, а вокруг Богословского храма до революции жили иконописцы, известные на Руси. Ну, это дело будущего.

Сейчас храм живет, здесь регулярно совершаются богослужения, продолжается реставрация – церковь огромная, в несколько больше раз Введенской, крошечной по сравнению с Богословской.

Мы разговариваем, а под крышей храма на лесах трудятся два Александра – они из бригады, работающей на Богословском храме.

«Отец Валентин и сам отличный каменщик, – говорит настоятель Введенского храма, – здесь многое сделано его руками, вот хоть фронтон взять. И одна из двух колонн, украшающих вход, его рук дело».

«Правая-то колонна родная, – уточняет отец Валентин, – а левую мы сложили, от земли до верху. Дорого, что мы здесь многое сделали своими руками».

Конечно, не кирпичная кладка главный вклад отца Валентина в реставрацию храма на Введенском кладбище. Батюшка не только опытный специалист (вспоминает, что помогать своему отцу на стройке начал с девяти лет), но и прекрасный организатор. Он ведь не только Богословский и Введенский храмы возрождает:

 – «В прошлом году приходилось заботиться о реставрации шести храмов, – уточняет отец Валентин. – И не только в Вологде: сложный объект – храм в Дунилове, это Никольский район. Место святое, работы идут, но трудностей немало. С Божией помощью возрождаем, как иначе. Вот будем заниматься реставрацией все вместе, силу наберем – тогда храмы в Вологде не рушиться будут, а возрождаться! Конечно, нужна своя строительная бригада, специалисты высокого класса».

– «Есть же бригада», – поддерживает отец Тимофей.

– «Да, мы начали, – отвечает представитель благотворительного фонда. – Дело с мертвой точки сдвинулось, надо идти дальше».

Отца Тимофея поражает, как по-разному относится народ к возрождению церковной жизни на Введенском кладбище:

– «На молебны собираются в основном прихожане Никольского храма, где я служил несколько лет (сейчас отец Тимофей – клирик Андреевского храма). Вокруг большие дома, но редко кто к нам заглянет. Зато люди, с которыми мы начинали, прямо рвутся к труду! На каждом молебне спрашивают: «Батюшка, а когда субботник будет? Поработать хочется!» Мне прихожане такую идею высказали: кирпич ведь у нас остается после всех работ – может быть, колокольню построить?»

– «Пусть через труд объединятся, – считает отец Валентин. – Что касается того, что жители окрестных домов к храму равнодушны… Подобное во многих возрождающихся приходах происходит; и у нас так же было. Надо начать Литургию служить, тогда народа больше будет приходить. В нашем приходе как-то зашел один человек на службу, постоял, потом подходит ко мне: «У вас, батюшка, еще много надо сделать, но на приходе живинка есть! И всё наладится, помогай вам Бог!» Мне кажется, и у отца Тимофея живинка на приходе есть, так что, будем надеяться, что всё наладится!», Храм готовим к тому, чтобы сдать, как говорится, «под ключ». Крыша настоящая есть, готовимся полы настилать. Скоро, полагаю, можно будет Литургию служить, и народ пойдет».

Интервьюер: Андрей САЛЬНИКОВ

Фотографии Николая АРТЕМОВА и из открытых источников интернета.