Череповецкий мастер создает макеты шедевров деревянного зодчества России

Вот уже больше двадцати лет Валентин Поклад предан своему любимому хобби — макетированию деревянных храмов. За долгие годы кропотливой работы он создал 70 прекрасных макетов.

В коллекции мастера представлены макеты церквей двадцати регионов России — самых разнообразных, от небольших часовенок до многоярусных и пятиглавых.

Первой церковью, что произвела незабываемое впечатление на Валентина Петровича, стала церковь Успения Пресвятой Богородицы в Нелазском. Это случилось весной 1959 года. Тогда девятиклассник Валя вместе с друзьями, гоняя на велосипеде, заглянул в село и встретил ее — настоящую, деревянную, с куполами.

— Я к тому моменту ничего подобного в жизни не встречал: высокая-высокая церковь, с пятиглавым завершением, необычайной, сложной конструкции. Естественно, я тогда и не думал вовсе, что буду делать макеты, но такая встреча просто не могла не впечатлить!

Сделал первый шаг к осуществлению своей задумки Валентин Петрович позже, спустя 40 с лишним лет.

— Мы с семьей приобрели путевки на теплоход и отправились в Санкт-Петербург. В ходе путешествия посетили Валаам и Кижи. Пока младшие члены семьи были поглощены рассказами экскурсоводов, мы с женой, вооружившись рулеткой, занимались обмерами церквей, набирая материал для будущих моделей. На обратном пути заглянули и в Кирилло-Белозерский монастырь. Там мы сделали замеры церкви Ризоположения из села Бородава Вологодской области. Она-то и стала моим первым объектом макетирования.

Макет церкви Ризоположения Валентин Петрович начал мастерить в сентябре 2001 года, а закончил в июне 2002-го.

— Брал обычные чурки, колол их ножом, получались далеко не идеальные заготовки, потом, ножичком строгая, доводил их до круглой формы, шлифовал до нужного диаметра, — вспоминает процесс мастер. — Опыта же не было никакого, поэтому ошибся с размерами, и по итогу модель получилась не совсем корректной. Но честно скажу, что все равно результатом я остался доволен. Показал макет детям, родственникам, на работу отнес — людям очень понравилось, и принялся я за создание следующей модели. Хотелось, чтобы она отличалась от первой, поэтому выбрал увиденную мной во время пребывания на острове Кижи часовню Петра и Павла со звонницей. Так дело и пошло.

Трудясь над дальнейшими макетами, Валентин Петрович усовершенствовал рабочий процесс. Коллеги-заводчане из модельного отдела литейного цеха подсказали, что заготовки удобнее делать, орудуя леркой — специальным инструментом для нарезания наружной резьбы вручную. Таким образом реечка, что должна была стать «церковным бревнышком», принимала более цилиндрический вид. Ненужные же насечки позже зашлифовывались. Таких реечек, на взгляд обывателя очень похожих на оконный штапик, у Валентина Петровича десятки, если не сотни. Стоят они, дожидаясь своего часа, в коробочке у рабочего стола.

Работает мастер дома, в светлой просторной комнате. Здесь есть все для создания макетов. Главные инструменты — это пила и нож. Для распила больших элементов в ход идет пила циркулярная. Для миниатюрных — полотно ножовки по металлу. Валентин Петрович рассказывает, что пытался работать с лобзиками по дереву, но не пошло. Не лежит у него к ним душа.

Ножичков же в арсенале у мастера несколько — каждый выполняет свою функцию. Некоторым экземплярам не один десяток лет. Есть среди них особенно дорогой — подарок от отца.

Кроме того, у мастера имеется самодельный станок с закрепленной в горизонтальном положении 300-ваттной дрелью, а также мини-дрель, которая приводится в действие электропедалькой от швейной машинки. Еще из самодельного — набор напильников. Их мастер создает под конкретно поставленные задачи, работая над конкретным проектом.

Откуда же мастер берет древесину? Практика показала, что макеты нужно строить из высушенного дерева — чтобы они не коробились и не трескались. Отлично для этого подходят, например, оконные рамы из старых домов, половицы, элементы отслужившей свой век советской мебели. Да простая прогулка по парку может предоставить возможность подарить вторую жизнь сухой распиленной осинке.

На вопрос, чем же так притягательно культовое зодчество, Валентин Петрович отвечает:

— Меня всегда поражало, как люди умудрялись создавать такую красоту сотни лет назад, без использования благ технического прогресса, которые мы имеем сейчас. Ведь тогда не было ни пилы «Дружба», ни подъемных кранов, ни тракторов, ни тягачей-грузовиков, электричества не было, в конце концов. Были только топор и желание. Притом возводились поистине уникальные архитектурные объекты. По-настоящему оригинальные, без влияния Германии, Франции или Италии — людьми, которые не имели высшего образования. Людьми, которые вряд ли хоть раз в жизни выбирались куда-то дальше уездного города. За плечами у них был только гигантский опыт в строительстве. И все.

Валентин Петрович фотографирует свои макеты в весьма антуражной обстановке — на зимнем фоне, в окружении припорошенных снежком деревьев. Получается очень атмосферно. Часто для таких фотосессий он выбирает городские парки. Макеты до точки назначения он отвозит на санках. Так что, если вдруг встретите в Соляном саду нашего героя, занятого съемками, не отвлекайте его от работы! Хотя можете и отвлечь — мастер в беседе не откажет.

По материалам сайта «35 МЕДИА»