28 сентября епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий возглавил акафистное пение святому праведному Прокопию Устюжскому в Кафедральном соборе Великого Устюга.
Владыке сослужили: ключарь Прокопьевского собора иерей Вячеслав Бураков, клирик Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев, а также диакон Иван Холодилов.
Духовные песнопения исполнил хор Кафедрального собора под управлением регента Елены Цепенниковой.
За акафистом проповедь произнёс иерей Вячеслав Бураков.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь Иисус Христос своими пречистыми устами говорит нам: » если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). То есть Господь указывает нам на то, что если мы называемся христианами, хотим жить по-христиански, нам нужно нести свой крест безропотно. Но чаще всего мы гнёмся под своим крестом, унываем по разным причинам, и когда такие моменты бывают у меня — я вспоминаю одного своего знакомого, который уже 20 лет с трудом может передвигаться по квартире лишь с помощью жены. Но он никак не может принять эту мысль, не хочет смириться, пусть даже и врачи говорят ему, что вряд ли удастся поправиться. Человек же продолжает превозмогать, делает упражнения и не хочет сдаваться. К чему я это говорю: у этого человека, будь даже возможность встать — он бы трудился от рассвета до заката. И какое отношение у нас в жизни? Не так относились к своему кресту Прокопий праведный и другие наши подвижники. Они не удовлетворялись тем естественным крестом, который даровал им Господь. Но брали на себя дополнительные аскетические духовные подвиги: носили тяжёлые вериги, ходили в обносках вместо нормальной одежды, изнуряли себя постом и молитвой, лишали себя сна. Всё это они брали на себя добровольно, чтобы приблизиться к Богу. «Аскеза» переводится с греческого как «упражнение», духовная практика, без которой невозможно очиститься от греха, приблизиться к Богу.
Крест нам необходим, потому наши святые столь рьяно и самоотверженно подвизались. И есть здесь один важный момент. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «Если я говорю языками человеческими, или ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кинвал звучащий. Если я имею, дар пророчества и знаю все тайны, знаю все тайны, познания и всю веру, силу, что позволяет горы переставлять, но любви не имею — я ничто». Без любви все наши труды и подвиги тщетны.
Не таков был Прокопий праведный, немец пришедший к иноплеменникам. Из акафиста мы помним, что многое претерпел Прокопий от устюжан, от людей грешных, прогневавших Господа, решившего наказать наших предков. По идее Прокопий должен бы возрадоваться тому, что Господь накажет грешников, но что он делает — бежит в храм и молится за наших грешных предков, чтоб Господь помиловал и простил их. Из любви верил праведный Прокопий, в то, что устюжане смогут исправиться. Так и мы, братья и сестры, неся наш жизненный крест, совершая небольшие аскетические подвиги, не будем забывать о самом главном — о любви. Иначе все наши старания будут тщетны. Аминь!»