О встрече Спасителя с гадаринским бесноватым

Проповедь, произнесенная митрополитом Вологодским и Кирилловским Саввой в храме Рождества Христова в Тотьме 15 ноября 2020 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам эпизод из земной жизни Спасителя: к Нему вышли жители иудейского городка Гадары и попросили Его уйти от них, потому что они убоялись. Чего же они убоялись? Что предшествовало просьбе гадаринских жителей?

Христос, сошедши с корабля и удалившись от Галилейского моря, остановился в пригороде Гадары рядом с местом, где жители города хоронили своих умерших родственников. В евангельском тексте встречается слово «гробы», но во времена Ветхого Завета так называли пещеры, где оставляли тела скончавшихся людей; это были своеобразные родовые склепы, гробницы. Для еврейского народа это место было нечистым; ветхозаветный закон запрещал благоверному иудею приходить к могилам усопших людей, чтобы не оскверняться.

Среди гробниц жил бесноватый человек, как говорит нам слово Божие. Сила его беснования была настолько велика, что ему не нашлось места в этом городе. И бес его водил именно по нечистому месту, где находились гробы. Причем сила этого человека была неимоверна: его связывали веревками — он их рвал, сковывали цепями — и те разрывал. Для чего его связывали? Чтобы он не навредил себе, не причинил бы увечий — ведь количество бесов, которое находилось в нем, было очень большим. Шесть тысяч бесов находились в бренном теле этого мужчины! Как вы знаете, римский легион составляли шесть тысяч воинов, и это была огромная сила.

И когда Христос встал на землю рядом с гробами, все эти бесы одномоментно возопили: «…что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28) Почему сие мучило их, этих бесов, даже просто нахождение рядом со Христом Спасителем? Мы с вами знаем поговорку: «И бесы веруют и трепещут». Именно пришествие Сына Божия вызвало в них трепет, и это – естественно: сила бесовская — она ничтожна в сравнении с силой Божией. Ибо бесы также являются творениями Божиими. Вы сами знаете, что, когда был сотворен невидимый мир, Денница отпал. Изначально он был сотворен добрым, но, к сожалению, стал отпадшим и во зле своем усугубившимся.

Находившиеся в бесноватом человеке бесы стали умолять Христа Спасителя, чтобы Он не просто изгнал их, а дал бы возможность вселиться в стадо свиней, которое паслось «тут же на горе», как повествует Евангелие (Лк. 8: 32). Предание церковное говорит, что свиней в стаде было много — около двух тысяч.

Тогдашние жители Гадары разводили этих свиней. Но ведь мы с вами знаем, что еврейский закон запрещает есть свиное мясо, свинья согласно этому закону — животное нечистое. Гадаринские жители разводили свиней не ради того, чтобы есть, а ради того, чтобы продавать. Они продавали это мясо язычникам, которые приносили его в жертву. Вы также можете знать из мировой истории, что практически все народности, кроме иудеев, это мясо использовали: допустим, греки приносили его в жертву своим богам. Иудеи же — народ довольно-таки расчетливый — занимались своеобразным бизнесом, продавая свиное мясо.

Так почему же поступки Христа Спасителя вызвали такое устрашение в жителях города Гадары, почему они вышли навстречу Ему и просили не приходить к ним?

Давайте мы с вами представим, что Христос Спаситель пришел в город Тотьму. Вот Он идет… Выйдут ли наши жители навстречу? Ну, кто-то, может быть, и выйдет, но в большинстве своем люди, наверное, останутся по домам. Почему?

Посмотрите вокруг. Много ли народу в храме? А ведь сегодня Христос тоже приходит на нашу землю! И в любой день, когда совершается Святая Евхаристия, Он является пред нашими очами. Но и здесь-то, да? — не так много народу.

Почему же мы не хотим идти навстречу Христу Спасителю? Здесь несколько причин. Первая, и самая простая — бытовые нужды. Кто-то болеет; у кого-то, может быть, проблемы на работе. Кого-то заботит, что мужу надо завтрак приготовить, а кого-то держит дома то, что надо скотину вывести, накормить, напоить, может быть, тех же самых свиней, корову подоить… Забот много, они разнообразны и бесконечны.

Таким образом, приходят в храм на встречу со Христом совсем немного людей — лишь небольшая горстка. Но даже и среди тех, кто присутствует в храме, не все желают видеть Спасителя. Многие ли из нас готовы к встрече с Ним? Думаю, нет. У всех нас есть грехи, и естественное чувство каждого — боязнь претерпеть наказание за эти грехи. Горящая грехом совесть будет бояться попасться на глаза Тому, кто знает все наши грехи и немощи.

Но жители Гадары вышли просить Христа Спасителя отойти от их города не потому, что у них были определенные проблемы с душой и совестью. Они вышли оттого, что убоялись за свое имущество. Представьте: весь их бизнес — две тысячи голов свиней — в пучине морской потонули… Люди лишились своего достатка. И они боялись, что всё, что у них осталось, так же погибнет. Может, не все их питомцы вышли на это пастбище свиное, но так чтобы хотя бы они не подохли, не сгинули б в морской пучине. Поэтому и попросили Христа Спасителя не заходить к ним в город.

Христос, конечно же, к ним в город не пошел. Тем не менее, поскольку они также не должны быть лишены проповеди, Он направил к ним исцеленного бесноватого. И этот человек «проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:39), поскольку являлся явным примером и образом чуда Христа Спасителя. Исцеленный бесноватый рассказывал горожанам, как из него изгнали легион бесов.

С одной стороны, это было обличение гадаринских жителей, не пожелавших видеть Спасителя. А с другой стороны — эти люди оказались достойными только лишь бесноватого, чтоб тот проповедовал им слово Божие. Я думаю, что и этот человек у Бога приобрел определенную награду.

В сегодняшний воскресный день хочу пожелать всем, чтобы мы с вами в любое время были готовы к встрече со Христом. А то ведь Он придет и скажет: «Кто придет ко Мне в храм Божий, того с Собой возьму в рай и в раю помяну». Но ведь большинство из нас не пожелает сейчас пойти за Ним. Почему? Некогда им, дел много… Есть поговорка: «Перед смертью не надышишься». По-моему, она в данном случае вполне уместна. Ведь нам дается самое бесценное — возможность общения с Богом, рай. И этого мы себя лишаем по своему собственному желанию. Свои временные нужды и разумения мы ставим выше Христа! Нам кажется, что здесь, на земле — самый рай для нас; что наши блага, которые имеем, превыше всего: квартира или дом в поселке, участок где-то в поле, какие-то иные приобретения…

Но ведь это всё — кутерьма житейская, которая ничего не стоит рядом с вечным блаженством, которое обещает нам Господь. Надо жить здесь, на Земле так, чтобы не прилипать душой ни к чему. Чтобы ничто не помешало нам услышать глас Бога, когда Он призовет нас пойти вслед за Ним, и чтобы мы были готовы оставить всё и идти за нашим Христом.

Каждый день, когда совершается Евхаристия, Он зовёт нас к Себе. Но кто приходит к Нему? Сами знаете… Готовы ли мы к приходу Спасителя? Тоже сами об этом подумайте…

Аминь.

С праздником!