Слово митрополита Саввы на вечерне с чином пассии  10 апреля в Воскресенском соборе Вологды

Сегодня поговорим об окружении Иисуса Христа, о Его учениках — святых апостолах.

Иногда воля Божия открывается людям через какого-то человека, встретившегося на жизненном пути, который помогает им выбрать направление этого пути.

В жизни святых апостолов было особое благоволение Божие  — на их жизненном пути явился Сам Богочеловек Иисус Христос. Их жизнь изменилась к лучшему, они чувствовали некую защищённость. Кстати, и мы можем чувствовать защищенность, если рядом с нами достойный  человек. Например, сильный муж или сильная жена, которая прикрывает тыл семейный. Для монашествующих таким человеком может стать, наверное, хороший духовник, внимательный к духовной жизни братии; на светской работе — замечательный руководитель, который неравнодушен к бедам и радостям своего коллектива.

А вот апостолов Господь сподобил быть рядом с Богочеловеком Иисусом Христом, и апостолы видели чудеса, которые Он творил. Были рядом с Христом, когда Он напитал пять тысяч человек всего двумя рыбами и хлебами. Видели, как он воскресил умершего  сына Наинской вдовы, а потом вернул к жизни еще и Лазаря, четыре дня проведшего в гробу. Апостолы видели славу Иисуса, когда Он преобразился на Фаворской горе… Более того, каждодневные беседы с Иисусом Христом вселяли надежду на то, что так будет всегда. Хотя Христос указывал на то, что Его земное пребывание — временное и оно когда-нибудь закончится, причём закончится страшным образом. Естественно, ученики не верили в это, потому что видели впереди совсем другое — период благоденствия.

Однако у них уже возникали какие-то разочарования, когда они видели, как в Назарете иудеи чуть не скинули Иисуса Христа с горы, чуть не побили Его камнями, когда Он уходил. Апостолы могли сомневаться в осуществимости своей мечты о грядущем освобождении от власти Римской империи, когда видели реакцию общества, особенно в Страстные дни Иисуса Христа. Тогдашнее информационное поле, если применить современный актуальный термин,  было заполнено негативной информацией об их Учителе.

 И апостолы, не окрепшие ещё в вере, не утвержденные ещё Духом Святым, все разбежались «страха ради иудейска». Они не понимали: неужели наступили те самые времена, о которых говорил Иисус Христос, — что Он будет распят на древе? Неужели Он не станет освободителем израильского народа от рабства?

В эти скорбные дни мятущиеся души  учеников Христа не выдержали пресса, поддались влиянию масс. Тем не менее, реакция на события Страстных дней была не у всех апостолов одинаковой. Так, апостол Пётр, как мы сегодня слышали в евангельском чтении, отрекся трижды от Христа. Иуда повесился.

На примере этих двух апостолов мы видим, что Господь всё равно промышляет о каждом, нужно только воспользоваться возможностью, которую Он дает. Иуда не воспользовался, не смог по гордости своей принести покаяния и удавился, объявив протест Богу тем, что он наложил на себя руки. А Пётр всё-таки воспользовался этой спасительной нитью, покаялся, вновь признался в любви к Иисусу Христу, но уже Воскресшему, — тогда уже было легче по-человечески признаваться в любви к своему Учителю, потому что всё совершилось.

И другие ученики стали себя ощущать совсем по-другому. Но, казалось бы, эти предатели, апостолы, разбежавшиеся по разным щелям и спрятавшиеся, уже никогда не будут стоить внимания Того, Кого они так трусливо предали.  Тем не менее, Христос Воскресший их укрепил Своими явлениями по Воскресении. Более того, когда в день Сошествия Святого Духа благодать Божия в виде огненных языков коснулась сердец апостолов, произошёл переворот в их сердцах и душах.

Из предателей они стали свидетелями об Иисусе Христе. Они стали бесстрашными проповедниками заповедей Иисуса Христа, Его учения. Почти все они приняли мученическую кончину. Кто-то был повешен головой вниз на кресте. Кто-то был распят, как апостол Андрей Первозванный, на кресте особенной формы — мы его называем Андреевским. Кто-то был обезглавлен, кто-то был побит камнями… Но каждый из них стал мучеником. А мученичество, вы знаете, Церковь Христова признает самым высшим подвигом.

Только один апостол Иоанн Богослов не стал мучеником — он еще должен вернуться перед Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вновь проповедовать нам Евангелие, дабы мы не говорили потом, что не слышали Благой вести.

Мне хотелось бы, пользуясь апостольским примером, призвать всех нас: давайте ценить всех, кто встречается на нашем жизненном пути! Действительно, Сам Господь Бог, нам являясь, открывает нам Свою волю. Если, конечно, мы уподобимся Ему. Ведь как мы себя ведем? Если встреченный нами человек обращается к нам с любовью — и мы откликаемся любовью. Но Господь нас учит тому, чтоб мы любили и тех, кто ненавидит нас. Бойтесь пропустить мимо себя Бога, Который иногда является на нашем жизненном пути в человеческом обличии! Помните, что нам с вами нужно всё-таки быть сопричастниками благодатной энергии Духа Святого, Который является нам в таинствах церковных. Да поможет нам Господь Распятый Иисус Христос!