Проповедь митрополита Саввы в престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене

14 октября 2022 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Литургию в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене города Вологды. По окончании богослужения архипастырь обратился к молящимся со словами духовного назидания.

— В свое время наши предки, варвары, пошли грабить Царьград — столицу Византии, – сказал владыка Савва. — Византийский император и патриарх поняли, что надеяться им, кроме как на Промысл Божий, не на что:  войск империи в городе не было. Ситуация патовая.

Патриарх и император вместе с подданными собрались во Влахернской церкви, чтобы молиться о спасении города. Среди них был и Андрей, Христа ради юродивый — как говорят, по происхождению русский. Он и увидел, как Пречистая Дева Мария простирала над молящимися Свой омофор (омофор — часть женского одеяния, платок).

Андрей рассказал о своем видении, а когда вскоре поднялась буря и разметала вражеские корабли, жители Царьграда поняли, что это совершилось по молитвам Пречистой Девы Марии, которая взяла их под Свой покров.

Этому событию посвящен нынешний церковный праздник.  Между прочим, его почитают только на Руси. Может показаться странным: наши предки хотели напасть на Константинополь, а почитаем этот праздник именно мы. Потому что мы считаем, что с этим событием связано появление на Руси христиан Аскольда и Дира – оно произошло вскоре после чудесного спасения Царьграда. Именно после нашествия на град Константинополь русские люди унаследовали Святое Православие.

Сейчас мы поняли, что народ в Константинополе молился в день скорби своей, а до этого, получается, тоже о Боге не часто вспоминали. У нас, на Святой Руси, можно заметить подобные события: когда мы о Боге забывали, то претерпевали скорби. Война с Наполеоном, к примеру, совершилась в то время, когда российская интеллигенция стала увлекаться французской философией, различными безбожными учениями — масонскими, например. И враг тут же не замедлил на нашу Родину напасть. Как раньше говорили, «дванадесять языков» наступали тогда на нас. Двенадцать племен с Наполеоном шли, дабы разрушить нашу Святую Русь. Но народ вовремя опомнился, молиться стал. Образы Смоленской иконы Божией Матери носили по полкам, чтобы воины возносили перед ними моления.

Но недолго народ помнил о Божией Матери, о том, что нужно чище, лучше быть, друг друга любить. Первая революция нас посетила в 1905-м году. Народ как-то немножко призадумался — до 1917-го года…

Может быть, я несколько огрубляю, говоря об исторических фактах, но нам сейчас нужно задуматься не о подробностях, а о сути. Все они свидетельствуют об одном: как только мы с вами о Боге забываем, так нас беда посещает. И нынешняя ситуация тоже говорит о забывчивости, о том, что о Боге редко стали вспоминать. Чем люди стали увлекаться? Они занимаются всем, чем угодно, только не ходят в храм, только не молятся Богу в храме. И любовь-то сейчас какая-то развращенная стала. Вот Господь нас с вами и посетил скорбью. Снова…

Было бы по-хорошему, когда бы мы постоянно Бога любили, Ему молились, но все время наша жизнь строится как будто по какому-то зигзагообразному графику:  идем то вверх, то вниз. Иначе у нас как-то не получается, не можем по прямой идти.

А все оттого, что наше человеческое существо непостоянно: мы то любим Бога, то ненавидим. Любим, когда нам хорошо, а когда нам посылаются какие-то испытания, мы сразу к Богу с претензией: «За что мне? Я же в церкву ходила, спину ломала, поклоны била, ноги топтала — а Ты мне такую скорбь? Отчего это я болею? Почему?»

Но ведь вопрос надо задавать другой: не «почему?», не «за что?», а «для чего?». Мы с вами понимаем, что Бог посылает то, что нам  необходимо, чтобы мы нос свой не возносили, чтобы ум возвышали к Богу, чаще бы молились.

Нужно еще помнить: во всем, что происходит в нашем обществе, повинны не только те, кто политическую ситуацию создает и в ней активно участвует. Повинны в создавшемся все мы, каждый из нас. Потому что грех, который каждый из нас себе разрешает, собирается воедино, и это создает определенную концентрацию зла в мире. Зло усугубляется с каждым греховным поступком отдельного человека. И поскольку зло ничего доброго не может производить,  оно может только лишь разрушать, — вот и получается то, что есть.

Так что храните мир в душе. Друг друга любите. Чаще Богу молитесь. Тогда Господь может сменить Свой праведный гнев на милость.