О смирении Пресвятой Богородицы

Проповедь, произнесенная митрополитом Вологодским и Кирилловским Саввой в храме Казанской иконы Божией Матери в Шексне 4 ноября 2020 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Сегодня в евангельском зачале раскрывается интересная история, произошедшая в доме Марфы, Марии и брата их Лазаря, когда они принимали Спасителя. С одной стороны, мы видим попечительность Марфы, которая постоянно заботилась о столе. Как рачительная хозяйка, она подносила Иисусу Христу и святым апостолам всё, что было в их доме, служила им, как того требовало восточное гостеприимство.

     Понятны сетования Марфы, что она без помощников не справляется — действительно, людей в дом пришло, наверное, немало, потому что все хотели слышать слова Иисуса Христа. Возможно, кроме Христа и двенадцати апостолов, там были ещё и апостолы из числа семидесяти, а может быть, пришли и ещё какие-то гости… Ничего удивительного нет в том, что Марфа, при всём своём старании, уже не справлялась с обязанностями хозяйки, почему и попросила Иисуса Христа, чтобы Он разрешил Марии помочь сестре накрывать на столы и помогать служить гостям. Христос говорит ей: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).

     Эти слова Господь предварил обращением: «Марфа, Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:41-42). С одной стороны, Иисус Христос не укорил Марфу за излишнее рвение; а с другой, направил её внимание на самое главное, насущное.
Что является единым на потребу? Конечно же, слово Христовой Истины. То слово, которое во времена земной жизни Спасителя можно было слышать от Христа, и люди передавали его из уст в уста. Поистине, это было самым ценным. Мы с вами, к сожалению, лишены возможности лицезреть Иисуса Христа воочию и слышать спасающий голос Его проповеди; но, тем не менее, мы можем читать, изучать труды апостолов, сохранивших мысли Спасителя, Его притчи. И тогда голос Христа слышен в нашем сердце.

     Что же ещё является единым на потребу? Наверное, таковым является всё Евангелие Христово, особенно заповеди, в которых сконцентрирована суть Благой Вести: необходимость любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Это главный призыв Христа Спасителя ко всем нам, единственное делание, которое обязательно для каждого в христианской жизни. Как дерево обрастает листьями, так и присутствие любви в душе может принести плоды сторицею. А плод любви — это множество добродетелей, которые мы имеем, которые должны иметь или стяжать, и о которых мы с вами знаем.

     Сегодня празднество в честь Казанской иконы Божией Матери — и перед нами образ Пречистой Девы Марии. Какой добродетелью была украшена Пречистая Дева Мария, что стало для Богородицы плодом Её любви к Богу и людям? Это добродетель смирения. Именно добродетелью смирения Пресвятая Дева была украшена буквально с родительских чресел.

     Святые праведные Иоаким и Анна долгое время не имели детей, что было для них очень прискорбно. Праведные супруги терпели различные поношения и укорения от ближних и дальних, ведь даже священники не принимали жертву от них, подозревая бездетных в каком-то тайном, но тяжком грехе. В этом смиренном состоянии духа, понимая, что их состояние безысходно, положившись на волю Божию, Иоаким и Анна решили: как будет Богом суждено, так и получится. И получилось так, что, преисполнившись смирения, уже в серьёзном преклонном возрасте они родили Пречистую Деву Марию. Поэтому эта добродетель смирения с самых юных лет и была украшением Пресвятой Девы.

     Евангелие не скрывает от нас, что Мария была обескуражена, когда Ей явился Архангел Гавриил. Пречистую смущали обращённые к Ней слова «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» (Лк. 1:28), поскольку Мария считала Себя недостойной и понимала, что благодать Божия почивает не только на Ней, но и на всех, кто Её окружает. По слову святителя Иоанна Златоуста, именно в тот момент буквально вся Вселенная замерла в ожидании, как ответит Мария на приветствие Архангела Гавриила, который спросил, согласна ли Она быть Матерью Спасителя нашего.

     Только представьте: тот народ ждал 5500 лет, когда Пречистая Дева Мария родится, повзрослеет и услышит вопрос Архангела Гавриила. Весь Закон, все пророки говорили об этом важнейшем моменте истории человечества; все ждали, что ответит Дева Мария… А Пречистая раздумывала над тем, как же Ей быть дальше, буквально какие-то доли секунды.

    С одной стороны, именно по-человечески, Она не знала, как обо всём этом сказать своему обручённому мужу Иосифу: «Вот, Я зачала во чреве от Духа Святого…». Это, разумеется, было за рамками Её понимания. С другой стороны, Она знала из Писания, которое изучала в Иерусалимском храме, что судьба Её Сына будет непростой, и Его жизнь завершится Животворящим Крестом как орудием спасения и символом победы.

     Крест — вот дар, который человечество принесло Богу. Не дворцы, не какие-то иные богатства и украшения принесло то место, где Он должен находиться. Тому, Кто создал всю Вселенную, не нашлось иного в ней места, кроме Древа Животворящего Креста. Всё это Пречистая Дева понимала, и в голове как-то созрело, что практически мгновенно Она ответила Божиему посланнику: «… се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). И здесь было проявлено Её смирение.

     Читая Священное Писание, мы видим, что о Ней написано крайне мало. Сама Пречистая Дева Мария, согласно Преданию, лично просила святых апостолов как можно меньше говорить о Ней. И в этом Её великая сила. Сила Пресвятой Богородицы в том, что и по Успении Своём до сих пор не оставляет Она этот мир. И даже образ Казанской иконы Божией Матери, который ныне перед всеми нами, — это определённый символ попечения Богородицы о нашем мире. С этим образом люди спасали Отечество в смертельных битвах, перед этим образом молились в скорбях и обстояниях. Таких образов немалое количество, и Пречистая Дева Мария всегда неустанно ходатайствовала пред Престолом Божиим за весь род человеческий.

     Так что, если мы с вами хотим ублажить Пречистую Деву Марию, давайте же соблюдать Закон Христов. Давайте следовать словам Христа Спасителя, — Её единоутробного Сына, дабы не обидеть Её! Только так мы сможем показать, что Он не напрасно пришёл в этот мир, не напрасно претерпел распятие и воскресение. Поэтому, имея слово Божие и дивный образ Пречистой Девы Марии, видя образ Её смирения перед нами, давайте же спасать наши души!

Аминь.