НАЧАЛО С БОГОМ СВЯТЫМ!
ДОКЛАД
МИТРОПОЛИТА ВОЛОГОДСКОГО И КИРИЛЛОВСКОГО САВВЫ
на Собрании Духовенства Вологодской епархии
18 марта 2025 г.
Всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры!
С Великим Постом всех вас! Приветствую всех на этом собрании, подводящем итог нашей совместной работы за ушедший период 2023 года. Год был весьма запоминающимся, что касается событий нашей епархии и мира в целом, однако, хочется верить, что житейские бури не утомят нас своими тяготами, а мы, гонимые «ветрами вышних сил», будем и дальше следовать по пути спасения в соборности нашей Церкви Христовой.
И хотя в продолжение года со многими здесь присутствующими, мы имели молитвенное общение за Богослужениями, встречи и контакты, однако, в таком большом собрании, где собран весь наш клир, к сожалению, приходится встречаться не часто.
Сегодня мы снова собрались здесь также и с той целью, чтобы определить последующие планы на грядущий период жизни в нашей епархии, поговорить о наиболее важных темах епархиальной жизни, и вместе с тем решить ряд насущных организационных вопросов. Помимо этого, традиционно, должен ознакомить вас с некоторыми статистическими данными за прошедший год. Давайте начнём.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
На сегодняшний день Вологодская епархия включает в себя (в скобках в 2023 г.):
- 119 зарегистрированных приходов (118); (Образовано Архиерейское подворье б. Троицкий Авнежский мужской монастырь Междуреченского района)
- 66 приписных храма (из них 5 в составе благочиния монастырей, архиерейских и монастырских подворий) (64);
- 95 часовен (94).
Итого: 185 храмов и 95 часовен (в 60 храмах богослужение совершается чаще одного раза в неделю).
По состоянию на текущий момент пастырское послушание совершают:
- 127 (128) священников;
- 13 (13) диаконов
- 2 диакона, командированные из Череповецкой епархии.
Итого: 140 (141) клирик.
Действующих монастырей в епархии 9 (9), из них 7 мужских (7) и 2 — женских (2) в составе которых:
- 21 монашествующих, не имеющих сана (19);
- 26 иеромонахов (27) (из них несут своё послушание на приходах епархии – 3);
- 7 иеродиаконов (7) (из них несут своё послушание на приходах епархии – 1);
- 5 послушников и послушниц (10);
- 3 клирика из состава «белого» духовенства совершают своё служение в женских монастырях (3).
Итого: 54 монашествующих (53), 5 послушников (10), 3 клирика (3).
Заштатное духовенство Вологодской епархии на 2024 г. составляет 16 человек (15).
Принято в штат Вологодской епархии – 3 священнослужителя (3).
Выведено за штат в связи с переходом в другую епархию – 4 священнослужителя (6).
Почислен за штат по состоянию здоровья – 1 священнослужитель (протоиерей Валерий Барабошин) (1).
Почислен за штат согласно прошению на год без права служения – 1 священнослужитель (иерей Артемий Бушковский).
Извергнуты из сана 3 священнослужителя (игумен Нестор (Кумыш), иеромонах Тихон (Соколовский) и иерей Виталий Макарявичус) (0).
Рукоположено в 2024 году:
- в священнический сан – 4 человека (3);
- в сан диакона – 6 человек (0).
Итого: 10 человек (3).
В Вологодское епархиальное управление в 2024 году поступило и рассмотрено 6176 документов (5370), из них:
- входящая документация – 1928 (1666);
- исходящая документация – 1973 (1530);
- указы – 239 (128);
- распоряжения – 105 (160);
- резолюции епархиального архиерея – 1931 (1886).
В Вологодской митрополии действует Вологодская духовная семинария:
- число преподавателей – 62;
- число обслуживающего персонала – 0;
- бакалавриат – 184 человек (очно обучаются – 31 студент, заочно – 153 человека);
- катехизаторское отделение – 46 человека (очно – 16, заочно – 30);
- певческое отделение – 28 человек.
Всего обучаются на данный момент – 258 человек.
В различных духовных школах Русской православной Церкви от Вологодской епархии обучается всего 10 человек:
- в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – 1 человек (докторантура);
- Объединённый докторский диссертационный совет – 1 человек;
- Санкт-Петербургской духовной академии – 4 человека (аспирантура);
- Московской духовной академии – 1 человек (магистратура);
- Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете – 1 человек (аспирантура);
- Екатеринбургской духовной семинарии — 2 человека (магистратура).
Случились пять чрезвычайных происшествий:
- 02.2024 г. – в храме святителя Иоанна Златоуста г. Вологды произошёл пожар на первом этаже храма, в результате которого был повреждён нижний пролёт лестницы на второй этаж, помещения раздевалки для рабочих, закопчена внутренняя отделка притвора по всей площади, сумма ущерба составила 238000 рублей.
- 05.2024 г. – в храме святого Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологды был похищен ящик для сбора пожертвований в Благотворительный фонд «Наследие Русского Севера», ущерб ориентировочно составил 800 рублей.
- 06.2024 г. – в храме Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке г. Вологды неизвестным мужчиной были похищены два ящика для пожертвований на храм и один ящик для сбора пожертвований в Благотворительный фонд «Наследие Русского Севера», сумма ущерба неизвестна, розыскные мероприятия результатов не принесли.
- 12.2024 г. – Ветром снесло шпиль на храме Воскресения Христова г. Харовска (ущерб составил 60.000 рублей);
- 12.2024 г. – Возгорание щита с электроавтоматами в беседке храма прп. Серафима Саровского г. Харовска (ущерб составил 30.000 рублей).
Также в период с прошлого епархиального собрания невосполнимой утратой стала кончина почётного настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Вологды иерея Александра Малозёмова († 06.09.2024).
Обзор деятельности епархиального архиерея в 2024 году
В 2024 году удалось совершить богослужения в большинстве действующих храмов города Вологды и посетить ряд приходов всех благочиний Вологодской епархии, а также монастыри Вологодской епархии.
За обозначенное отчётное время совершено 4 великих освящения следующих храмов и приделов (в хронологическом порядке):
10 февраля 2024 года – храм святителя Луки Крымского в Вологодской областной детской клинической больнице г. Вологды.
11 февраля 2024 года – придел в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и святой блаженной Матроны Московской храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне города Вологды.
17 марта 2024 года – придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кирилловской Ямской слободе города Вологды.
7 июля 2024 года – храм святителя Николая Чудотворца д. Гридино Вожегодского района.
Кроме этого, 26 июля 2024 года совершено освящение деревянного храма-часовни Всемилостивого Спаса на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора.
В период с января по декабрь 2024 года мною было совершено 195 (159 – в 2023 г.) богослужений.
Памятными событиями в ушедшем году для Вологодской митрополии стали:
5 сентября 2024 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве состоялась общая встреча главы Вологодской митрополии и врио Губернатора со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В течение беседы были подняты многие важные темы по общему состоянию земли Вологодской; Святейший Владыка дал благословение на дальнейшую деятельность, направленную на возрождение Спаса-Всеградского собора; Святейший Патриарх подчеркнул особую значимость Русского Севера для духовного совершенствования и нравственного возрождения нашего народа, его значение в сохранении духовных и нравственных ценностей, исторических и церковных памятников.
31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого Поста, в день памяти святителя Григория Паламы, в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких в городе Череповце состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия.
10–12 мая 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Вологде пребывала древняя чудотворная Казанская икона Божией Матери.
14 июля 2024 года, в день памяти всех Преподобных отцов Вологодских в подвиге просиявших в вологодском Софийском кафедральном соборе состоялась праздничная Литургия, а также чин прославления новообретённых святых мощей преподобных Иосифа, Антония и Иоанникия Заоникиевских.
26 июля 2024 года, в центре Вологды за сутки возведён и освящён деревянный храм-часовня на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора.
В 2024 году проведено 4 заседания Епархиального совета. В процессе работы были рассмотрены проекты документов, предложенных Межсоборным Присутствием; решения Священного Синода; письма Управления делами Московской Патриархии; вопросы взаимодействия с государственными властями; вопросы жизни и деятельности Вологодской епархии; организационные, богослужебные и прочие вопросы.
В отчётном году мною было проведено 4 заседания Архиерейского совета, 236 рабочих встречи, из которых 22 были с представителями светской власти, из них с Губернатором Вологодской области 4. Также в Патриаршей резиденции в Даниловском монастыре состоялась встреча со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, на которой Первосвятитель благословил строительство Спасо-Всеградского Собора в городе Вологда.
За пределами Вологодской митрополии, по приглашению Преосвященных, участвовал в богослужениях в Костромской, Саратовской и Казанской митрополиях.
***
БЛАГОДАТЬ И ЕË ВЛИЯНИЕ
НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО
На этом я завершаю подведение итогов по статистике и перехожу к основной теме своего доклада. О чём поговорить сегодня, учитывая время, современный мир и ту обстановку, в которой все мы находимся? Ведь каждая тема должна быть не только актуальной, но и отражать действительность, быть понятной каждому.
Такой темой я вижу благодать и её влияние на человека. Данная беседа обширна, она затрагивает не только духовный аспект, но также наше внимание к тем, кто нас окружает, и к нам самим. В частности, невозможно игнорировать тот факт и чудовищный парадокс, что всё больше «современный человек», словно намеренно, скатывается к дикости и инфантильности, при том, что мир сейчас раскрывает перед нами возможности для возрастания, познания и реализации, как никогда прежде.
В связи с этим у человека возникает «экзистенциальный кризис», который может проявляться в качестве интенсивного сомнения и замешательства, когда «приходится» глубоко задуматься о своей жизни, цели и значении, смыслах. Но, увы, нечасто люди их находят. И всё больше погружаются в тревоги, бессмысленность и отчуждение.
Встречается и такое, что человек, даже ещё не став новоначальным, успевает мрачно «разочароваться в Церкви», хотя по сути ещё не зашёл и за её порог. И здесь вы не убедите таких людей тезисами о Боге, рассказами о древних красивейших церквях, не объясните даже про благодать, о которой мы говорили – всё это даже не коснётся души вашего слушателя. Но вы точно убедите человека не бояться Церкви и попробовать преодолеть себя, если сами будете настоящим в своей вере и пламенным в желании послужить Христу.
Конечно, стоит заметить, что сам по себе экзистенциальный кризис – не всегда негативное явление. Хотя он и может стать для человека болезненным и трудным, но равно с этим может стать и отправной точкой для личностного роста, переосмысления и поиска более глубокого смысла в жизни, хотя все мы понимаем что для такого движения требуется поддержка серьёзнее — вера и Помощь Божия.
Но современное общество всё глубже погружается в цифровое пространство, чем ещё и ещё усиливает чувство изоляции между людьми. Мы постоянно подключены через социальные сети и мессенджеры, а вот личное общение становится менее частым. Хотя, как социальные существа, мы нуждаемся во взаимодействии – приветствиях, комплиментах, дружбе – важных элементах, часто ослабленных в цифровой эпохе. В то время, как эти признания могут показаться незначительными на первый взгляд, не стоит недооценивать необходимость социального фактора в нашей жизни. Ведь недостаток простой человеческой поддержки может способствовать даже астении – состоянию усталости и снижению умственной энергии – и, в конечном счёте, к потере целеполагания.
В обществе растёт и экзистенциальный вакуум, вызванный снижением влияния традиционных религиозных институтов. Замена здоровых человеческих ценностей, — вера, доброта, справедливость, долг и честь, — на земные стремления, такие как потребительство, материальность во всём, часто оставляет людей в глубоком непонимании смысла в целом. Например, несмотря на достижение внешнего успеха, человек может чувствовать абсолютную пустоту в своей душе.
Конечно, тогда возникает логичный вопрос – «а как жить?» Если мы говорим в общем, то, конечно, чтобы жить осмысленно, следует прикладывать больше усилий; сознательно ставить правильные цели, заниматься саморазвитием и совершенствовать свой характер – как раз можно поупражняться в спасительное время Великого Поста. Но есть и такая проблема, что люди ищут «смысл жизни» в получении максимальных эмоций или чувственного удовольствия. Хотя более пристальный и глубинный взгляд на такую жизнь и эмоциональное состояние подобного человека показывает нам только попытку заполнить себя «чем угодно», только бы избежать мучительной тревоги бессмысленного существования.
Уверен, если вы сейчас подумаете о человеке, который находится в постоянной погоне за «чем-то новым» или который чрезмерно чем-то увлекается, причём я имею в виду именно вредные привычки, зависимости, – то сразу мы вспоминаем слова святого апостола Павла в его послании к Коринфянам – «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мной» (1 Кор 6:12).
Так действительно ли этот человек удовлетворён течением своей жизни или он просто маскирует более глубокую пустоту? И так ли ведёт себя христианин? Нет. Потому что христианская жизнь как раз-таки полна смысла, наполнена Богом и Его Истиной. Жить со смыслом — значить жить «с мыслью», то есть дать волю тому, чтобы смысл проходил через твою жизнь, твою волю и даже в некотором смысле – подчиниться этому.
Для священнослужителя это абсолютно нормальное понимание жизни. Мы все несём служение в Церкви, и свою жизнь посвящаем Христу, стараясь выполнять Его волю и помогать другим людям найти путь ко Спасению. Однако, для человека, находящегося «во вне» Церкви эти тезисы могут показаться почти крамольными – «каким же образом и почему я должен подчиняться?». Но при этом они не замечают, что ввергают себя, свою волю и свою жизнь во власть абсолютно пустых вещей, впадая в зависимости, теряя самих себя в этом обмане.
При этом всё-таки радует, что со временем люди понемногу начинают понимать, что «здесь что-то не то», и стремятся вырваться из оков и пут этих зависимостей. Так неизменным остаётся то, что люди постепенно приходят и ищут в лоне Матери-Церкви то, что утратил остальной мир. И, как бы ни «кусали» нас инфоповодами, упрёками, фейками и агрессивными вопросами, – но на самом деле всё это можно сравнить только с болезненным привлечением внимания к самому человеку, который внутри себя и сам хочет доказательства, что он ошибается, а правда – есть Истина, и Истина эта у Христа, хранимая в Церкви, где есть и Спасение.
РАЗУМНАЯ ДОРОГА
Кроме того, стоит отметить, что здесь очень важен путь разума: святитель Григорий Палама писал — «Мыслительная и разумная природа души одна лишь и создана Богом в большей степени по образу Божию… “Образ” находится не в теле, а в уме, высшей части человеческого естества. Если бы в человеке было что-нибудь ещё более высокое, тогда “образ” находился бы там». Преподобный Макарий Великий называет ум — «кормчим сердца», а преподобный Антоний Великий называет его «органом духовного зрения».
Ум нужен для того, чтобы очищать душу от страстей. Упражняясь, разум помогает избавиться от страсти через правильное разумение, приобретением «зрения» в душе, прекращающего её слепоту. Очищение от страстей является важнейшей задачей в деле спасения. И между прочим, именно на эту добродетель мне бы хотелось обратить особое внимание. Поскольку сегодня не многие люди ищут путь разума, а скорее, наоборот, да и чему удивляться, последствия таких выборов мы видим ежедневно во всём многообразии – гнев, хамство, конфликты, обвинения, ссоры, принятые под эмоциональным натиском решения, совершённые наспех действия, оскорбления и сказанные обидные слова, — сколько плохих поступков можно было избежать, сколько ущерба можно было предотвратить, когда бы человек просто начал развивать именно этот качество – думать.
Ещё сам апостол Павел, уделял особое значение этой проблеме, обращаясь к ефесянам, дабы они «не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме» (Еф. 4, 17–18), причём это весьма актуально и в наше время. Апостол призывает их «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека» (Еф. 4, 22–24). Показательно так же и то, что, дабы «облечься» в нового человека – нужно войти в совершеннолетие ума. То есть перестать быть безответственными и инфантильными перед жизнью, посмотреть правде в глаза, и перестать быть в «созависимых отношениях» с грехом: «Не будьте дети умом, на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20).
Но как же добиться такого эффекта, чтобы «ум» работал на благо, а не наоборот? Как помочь современному человеку найти этот баланс? Не так просто аскетика считает размышление весьма важным навыком. Именно научиться находить и сопоставлять смысл слов с реальностью, сравнивать и делать из этого правильные выводы позволяет человеку вовремя найти ложь и избегать её, а не множить пустословие и обман.
Такое умение называется просто – логикой, и если её вытеснить, то мы сами изымаем у себя главное оружие в борьбе с ложью. Думаю, не стоит напоминать, кто у нас «отец лжи» в Писании (см.: Ин. 8, 44); а вот одно из имён Бога – Логос, ведь «Господь творит правду» (Пс. 102, 6) и «любит правду» (Пс. 32, 5). Поэтому логика – это горькое лекарство от заблуждений незрелого или нездорового ума. Писание говорит нам: «Храни здравомыслие и рассудительность» (Притч. 3, 21).
Однако, прежде многие святые, даже когда не обладали глубокими когнитивными способностями, при этом обладали удивительно тонким нравственным чувством, которое всегда помогало различать им даже малейшие нюансы греха, что было особым даром Божиим. Но сейчас нравственное чувство в большей степени атрофировано, и различить намёки лжи и греховности непросто.
Как лёгкое дуновение, все подлинные духовные переживания почти неощутимы для души. У святых отцов даже есть такой принцип: «не верь своим чувствам». Почему? Потому что мы повреждены, повреждён наш разум и сердце, и чувства. Поэтому очень часто, доверяя себе, мы впадаем в прелесть. Когда человек живёт в иллюзиях, когда он выдумывает вместо того, чтобы жить в реальности, то неизбежно приходит к разочарованию. Потому что созданы эти фантазии повреждённым сердцем и повреждённым разумом, и, разумеется, это не откровение от Бога.
Именно здесь и должно призвать на помощь молитву, разум и логику. И если проверить все «движения сердца», соотнести их с Истиной Христа – то всё сразу встанет на свои места, обличая ложь и страсти. Через такое трезвение и происходит борьба ума за чистоту сердца, поскольку «слепое сердце» у человека падшего не различает привязанности. Не стоит забывать слова старца Паисия Афонского: «Если человек не пользуется умом сам, им пользуется диавол». Подобно воспламеняющей искре, благочестивая мысль способна привлечь к человеку Божественную благодать. И напротив, подобно тени, затмевающей свет, нечистый помысел может отделить его от Источника жизни. Истории святых подвижников свидетельствуют о бдительности, с которой они следили за каждым своим помышлением, ибо малейшее отклонение от чистоты мысли могло прервать их связь с Божественным. И, напротив, искреннее раскаяние, рождённое в глубине сердца, преображало их жизнь.
КАК СТЯЖАЕТСЯ БЛАГОДАТЬ?
Тем не менее даже сквозь ненависть человечество на самом деле хочет только одного – любви и понимания. Потому что, как бы ни менялись внешние условия, мы всегда останемся такими, как создал нас Творец; а значит человек неизбежно будет стремиться ко спасению и правде. Но, каким способом, и какой дорогой – его личная свобода выбора.
На этой дороге некоторые сдаются или не выдерживают, потому что дорога Спасения – не из лёгких. Сам Христос прошёл нечеловеческие страдания ради нашего с вами спасения, и не следует ожидать, что нам удастся «обойти» тяготы и лишения, как будто это игра. Но это не игра, а жизнь. И действительность обладает весом, который на нас давит.
Крест каждого из нас непростой, но мы должны иметь в себе стойкость, силы и волю, чтобы его нести. Для этого Господь сподобляет нас благодатью, чтобы мы совершали своё делание, чтобы у нас были силы двигаться дальше. Но только со всеми ли эта благодать?
Процесс оскудения благодати начался давно. И вы можете наблюдать эту трагедию: в мире, в обществе, среди людей. Снижается духовный уровень, нормы доброты и христианских ценностей уже практически занесены в «красную книгу». Сегодня мы буквально должны доказательно бороться за то, чтобы нормальные прежде моральные и духовные основы общества хотя бы не были «отправлены на свалку» или уничтожены окончательно. Потому что обстановка дошла до той степени, что люди сами уже не знают чего ещё им хотеть – настолько они окружены ловушками потребления, завалены ненужной информацией. Всё больше человек теряет чувство собственной греховности, ощущение болезненности, которая разъедает душу, всё больше человек ищет правду в каких-то мнимых источниках.
Только представьте, до какой степени пресыщен и извращён сегодня человек, что даже Содом и Гоморра меркнут в своих прежних «подвигах». Сегодня человек уже «всё знает, всё видел, всё испытал», а что не испытал – о том спросит виртуального помощника, посмотрит видео блог. Однако, неизменным остаётся один фактор: душа всё равно будет просить Бога. И никому, и ничему эту бездну жажды Творца не суметь заполнить.
Теперь ещё более высокая ответственность ложится на плечи тех, кто «воспитывает», так или иначе, и причастен к процессам взращивания наших современных духовных чад. Мы все находимся на виду и каждый инфоповод, каждое двусмысленное слово могут кого-то смутить, кого-то сбить с пути, или кого-от обидеть. Конечно, идеальных людей нет, кроме Христа, Который Один был совершенен. Но именно Он и дал нам спасительный рецепт на любой случай: любовь. Ведь все мы хотим, чтобы на нас глядели с истинной любовью, все чувствуем, что мы можем быть собой, можем свободно донести свои мысли, быть понятыми и услышанными именно тогда, когда видим, что нас принимают не «с пращой за пазухой», а с открытым сердцем.
Однако, даже когда человек чувствует недовольство собой, но при этом всё равно исполнен благодарностью Богу, способностью что-то делать для других — это всегда действия благодати. Когда благодать Божия присутствует, тогда всё приходит в порядок. Стяжание этой благодати — одна из главных целей христианской духовной жизни.
Что же это такое – благодать, о которой говорит святой апостол Павел, и которая постоянно упоминается как в Новом Завете, так и в наставлениях святых отцов? Благодать так называется, потому что это дар, ниспосылаемая Богом милость, нетварная Божественная энергия.
Часто так бывает, что, испытывая скорби, страдания и болезни, человек ощущает присутствие Бога в своей жизни. А другой, наоборот, достигает успеха и самых высоких ступеней карьерного роста, но не ощущает никакой благодати, не может найти себе место, успокоиться. Благодать — это почувствовать присутствие Бога не только в радостях, но и в скорбях, лишениях.
Возьмём для примера солнце. Сущность солнца – это огненная масса, которую мы видим. А энергия солнца – это свет и тепло, доходящие до нас. Мы не можем дотронуться физически до этой огненной массы так же по многим причинам, и постичь его устройство в полноте, но зато все мы ощущаем его свет, дарующий нам ясность и тепло, согревающее нас. И Пресвятая Богородица, ангелы, святые и другие создания также приобщены Божественной энергии. Что очень важно, поскольку человек спасается, именно будучи приобщённым Божественной энергии.
Где этот «провод», соединяющий нас с этой энергией? Это соблюдение заповедей Божиих, которое подтверждает течение в нас целительного процесса – смирения, послушания Богу. Ведь настоящее приближение к Богу проявляется именно в глубоком осознании собственной греховности.
Когда отсутствует Божественная благодать, когда нет Божественного света, между Богом и человеком простирается разделяющая бездна. Именно поэтому мы, православные христиане, с благоговением почитаем святые реликвии и иконы. Святые мощи несут в себе «отпечаток» Божественной благодати, которая запечатлелась на святом или подвижнике вследствие его усердного жития и сугубой молитвы во все дни его жизни. А православные христиане свидетельствуют именно о живом опыте этой благодати, ощущаемой в нашей вере. Но не существует более великого опыта, чем опыт благодати Божией, и это то, что переживают не только великие святые.
У нас же, напротив, человек всё слабее и слабее – и главная уязвимость сейчас прежде всего то, что в обществе, а тем более среди тех, кто далёк от церкви, существует важное, но очень заразное «поветрие» — разочарованность. Человек упорно пытается искать ответы где угодно, только не у Бога. Сейчас очень модным стало «общаться» с нейросетями, например. Печальная ирония состоит в том, что люди до сих пор не научились общаться друг с другом – прощать, говорить, уточнять, находить общий язык и быть добрее друг ко другу, но почему-то уверены, что с «виртуальным другом» эти проблемы будут исчерпаны.
Наверное что-то в этом есть, но стоит учесть, что ИИ лишён личности и может дать лишь справочную информацию, но, вряд ли этой информации можно доверять целиком и полностью, — о чём, кстати подтверждают и сами ИИ, призывая пользователя всё-таки не забывать про критическое мышление. Интересно, что даже искусственный интеллект, лишённый личности, призывает человека, который обладает не только личностью, но и душой, и разумом, жизнью, дарованной Господом Богом, — призывает нас не забывать пользоваться своей головой, а не слепо полагаться на всё, что он читает и слышит в интернете.
Не станем забывать, что человек – очень непростой организм, и отношения, которые выстраиваются между такими «организмами» требуют понимания, работы и самоотдачи. Мы не можем заменить человеческий фактор и личностную составляющую в любом виде взаимодействия между людьми. И разумеется те, кто считают, что «искусственный интеллект» способен заменить человека в его полноценном смысле – сильно ошибаются.
Также стоит понимать, что христианство выше деления на разумных и лишённых разума, выше любых противопоставления и делений. Христианство полностью преодолевает любые границы, потому что Сам Бог это сделал для нас. И в наследие Он оставил нам Богооткровенную новозаветную истину, которая «мерилом» ставит не разум, а святость. При этом святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым.
Тем не менее Писание очень ясно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезни, и безумие — как безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: «Рече безумен в сердце своём: несть Бог» (Пс.52:1). Мы наблюдаем именно такое состояние общества, когда говорим о язычестве и безбожии, и в нём живёт большинство людей, что является по-настоящему трагичным.
ДЕЙСТВИЯ
В связи с вышеизложенным, считаю, что сейчас мы все должны вести более активные действия, с целью защиты нашей веры, нашей Родины и подлинных ценностей, на которых испокон веков зиждется наше общество. Контраст развития общества и его же погружения в духовную пустоту сегодня ужасает. И примеров последствий таких выборов из Библии нам знакомо достаточное количество.
Архиепископ и святитель Лука Войно-Ясенецкий промыслительно писал:
«Прошло без малого две тысячи лет, и до сих пор еще много, бесчисленно много таких, которые спорят со Христом, требуют новых чудес и знамений, не верят в чудеса, описанные в Святом Евангелии, им мало этого. Собственно, не мало, просто не воспринимают этого, это чуждо их сердцу, не верят всему этому, ибо люди верят тому, чему хотят верить; верят тому, что соответствует их образу мыслей, их желаниям; верят тому, что льстит их слабостям; верят тому, что одобряет и поощряет те самовольные пути жизни, которые предначертали они себе. Всему тому, что льстит им, охотно верят даже тогда, когда это не заслуживает никакой веры, когда это вздор, глупость; всё-таки верят, потому что хотят верить. А словам Христовым, всему тому, что написано в Евангелии, чудесам Христовым не хотят верить, не хотят идти путём Христовым, противен им этот путь, идут своим путём. До сих пор непрестанно спорят со Христом, не верят в чудеса, которые сотворил Христос, снова и снова требуют чудес. Говорят: «Это всё выдумки, мифы, возникшие много столетий тому назад, теперь нам подай чудеса, чтобы мы видели их. Почему теперь чудес не бывает?» Те, кто требует чудес, не знают, не понимают, что чудеса продолжают совершаться до наших дней. Чудес полна жизнь тех, кто сердце своё обратил к Богу, кто имеет очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Чудес не видят только те, которые закрыли очи свои, заткнули уши свои, чьё сердце наглухо закрыто для истины. Их сердце не принимает слова Божия, их сердце противится заповеди любви святой. Их сердца открыты совсем для другого, часто только для велений греха.
Абсолютно все, кто поддавался соблазну «нового и передового» в обмен на «устаревшую духовность» — можно в определённом смысле это сравнить с выбором Фауста в известной вам истории, — приходили в никуда: цивилизации рушились, не достигнув апогея; люди погибали целыми народами; открытия и инновации превращались в прах; а эмоции, полученные человеком в погоне за азартом и новшествами, приводили его на грань безумия. И только Слово Божие и Его Истина всегда были устойчивы и будут неизменными и спасительными вечно.
Хочется напомнить вам отрывок сцены из Фауста, нашего гениального поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Полностью сцену предоставляю прочитать вам самим, но отрывок я выбрал следующий:
Фауст
Мне скучно, бес.
Мефистофель
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живёт —
И всех вас гроб, зевая, ждёт.
Зевай и ты.
Как видите, даже во времена Александра Сергеевича духовная проблематика была понятна. Борьба за смыслы происходила на всех уровнях. И народ понимал «цену» такого выбора. Но сегодня люди идут именно по пути Фауста – выбирая всё, чтобы заставить своё существо достигнуть пределов, заставить себя «что-то почувствовать» любой ценой. К чему это нас приводит? Все мы видим. собственными руками человек делает всё, чтобы способствовать своему вырождению. Исполнил ли Мефистофель всё, чего желал Фауст? Да. Но спасло ли это Фауста, получил ли он то, чего хотел? Нет. В этом и кроется величайший обман нас самих, в который человек всё никак не хочет верить, не хочет с ним соглашаться, ищет пути обхода. Не всё, чего мы хотим – ведёт нас ко благу.
Далеко не все желания человека способствуют его спасению. И это известно как Господу, так и сатане. Именно в этом состоит противление: Бог не выполняет наши прихоти, но способствует нашему возрастанию и росту, подобно, как любящий родитель, которому приходится как поощрять, так и наказывать своё драгоценное чадо. А диавол с удовольствием выполнит все наши пожелания, как раз по той причине, что знает их конечные последствия для нас.
Наша задача состоит в том, что все мы должны активизироваться, и нести именно спасительный пример жизни. Труд – в любой ипостаси служения – должен идти от сердца и любви к Богу, чтобы плоды этого делания показали не только кто мы есть, но и ради Кого мы стараемся. Когда каждый с разумением возьмёт на себя вопрос – «что я могу сделать лучше для всех?», чтобы в некотором смысле превозмочь себя и поставить более высокие цели, тогда-то и начнётся действование по общему пути спасения.
Мы постоянно вспоминаем Лествицу, Добротолюбие, и многие другие труды святых отцов. Но при этом почему-то сами топчемся на одной ступени, хотя от других ожидаем чуть ли не спринтерских достижений. Тем не менее, резюмировать доклад хочу следующим.
В иное время я бы рекомендовал набраться терпения и стойкости, чтобы дать другим время найти путь ко Спасению. Но сейчас я чётко скажу вам – у нас больше нету времени. Всё подводит нас к тому, что мы должны ежедневно и ежечасно давать прежде всего самим себе перед Богом отчёт – что мы делаем, для кого и зачем. И это не относится к психотерапевтичности, или кризисам. Отнюдь. Сейчас к нам прикованы взоры не только поколений, но и мира в целом. По нам судят, с нас спрашивают, нас приводят в пример или осуждают.
Не надо быть лицемерными, не надо быть искусственными, но надо быть сильными – чтобы оставаться христианами и нести слово Христа, потому что мрак сгущается, и мы можем стать либо его частью и погаснуть навеки, либо светильниками Христа ( «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» — Мф.5:15) – и прогнать тьму. Мы должны сейчас вести мирную борьбу за то, что мир пытается забрать у нас – добродетели, свободу, нашу историю, наши духовные ценности. И каждый день мы обязаны проявлять себя так, чтобы все видели, что мы достойны нашего наследия, достойны нести Его слово и доброта и сила, исходящая от нас были не визуальны, а заражали людей благодатью.
И это наша задача сегодня: стяжать благодать, помогать другим, и требовать от себя максимальных результатов. Только так мы сможем возразить тьме, отринуть её путы и защитить наше общество от бездны Мефистофеля. Помните, что если вы не пользуетесь своим даром разумения – им воспользуется отец лжи. Имейте же смелость возразить тьме и лжи, использовать то, что нам даровал Творец для несения нашего креста и послушаний во имя Спасения.
В завершении тезисов хочу поблагодарить всех вас и искренне надеюсь, что текущий мой доклад и его лейтмотивы будут корректно поняты, а в дальнейшем приняты к исполнению.
КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА!