Приветственное слово митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы участникам конференции «Святые юристы»

Сердечно приветствую всех участников научно-практической конференции «Святые юристы»! Казалось бы, насколько неблизкой кажется тема данной конференции и сфера нашего взаимодействия. Но, не стоит, разумеется, глядеть на это поверхностно.

В нашем человеческом обществе, которое всё больше теряет любовь посреди людей и саму человечность, мы и сами можем наблюдать, что часто люди попадают в ситуации, которые приносят те или иные неприятности и сложности, подчас выливаясь в совершенно негативные последствия. И конечно в этом случае всегда есть и пострадавшие – тем или иным способом. И так как мирно и полюбовно в нашем мире что-то решить крайне сложно, а уж тем более в подобных ситуациях, здесь-то и приходят на помощь юристы. Чтобы найти справедливое решение. Иными словами – все хотят обрести правосудие.

Но что такое есть правосудие? Как минимум мы это понимаем как – праведное судейство, справедливое решение. На чём же оно основывается? Правосудие, это не только сам процесс судейства, но и процесс, который проистекает из оценки самого человека, его видения ситуации. Таким образом, крайне важна роль судейского убеждения в оценке обстоятельств дела. Ведь в соответствии со статьёй 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации именно судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Подчеркнём – «внутреннему убеждению». И мы все понимаем, что внутреннее убеждение судьи — многогранное понятие, выступающее как предпосылка, процесс и, в то же время, как результат познавательной его деятельности. И существенную роль в формировании такого убеждения играют важные категории: как правосознание, интуиция и, конечно, совесть.

Таким образом, внутреннее убеждение и совесть законом отнесены к критериям оценки доказательств. Внутреннее убеждение как нравственная, этическая категория становится прочно связанным с другой этической категорией — совестью. А вот совесть, как слышимый голос высших жизненных принципов человеческого общества, как «голос Бога» в человеческом сердце проявляется в форме разумного осознания нравственного значения и последствий совершаемых действий.

В православии мы понимаем совесть как способность человеческого духа к различению добра и зла. Святитель Феофан Затворник писал о ней: «Совесть — есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием». И, в отличии от чувственного восприятия, только совесть, как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к предмету.

И великая ответственность лежит на тех, кто выносит такие вердикты: ведь за принятое решение и его последствия именно судья несёт ответственность не только перед своей совестью, перед людьми, но прежде всего — перед нашим предвечным Судией; суверенный в принятии решения, судья всегда нравственно отвечает за его правильность перед обществом, подсудимым, потерпевшим, другими участниками процесса.

И вера, являясь высшим проявлением свободы человеческой совести, безусловно оказывает определяющее воздействие на формирование духовно-нравственных ценностей личности и способствует формированию целостного мировосприятия, позволяющего стать основой законного и обоснованного решения. Разумеется, хотелось бы привести несколько примеров.

Юрий Петрович Новицкий – профессор, учёный-криминалист, новомученик, пострадавший за исповедание своей веры, принадлежащий к старинному дворянскому роду, девизом которого было изречение: «Честь и совесть – превыше всего!» был одним из ярких образов созидательной способности веры оказывать влияние на жизненный путь и профессиональный потенциал личности. Помимо правовой деятельности он занимался преподавательской и социальной работой, заботился о благе Церкви и общества, был неустанным тружеником, обладавшим чуткой и ясной совестью. Подтверждением этого является следующий факт из его биографии. Близким другом Юрия Новицкого был священник, протоиерей Николай Чуков (будущий митрополит Григорий), многодетный отец. После его ареста профессор Новицкий оказывал поддержку его семье. Уже после собственного ареста во время следствия Юрий Петрович сказал, что не признает себя виновным в приписываемых обвинениях, но, желая спасти друга, добавил: «Если кому-то нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлечённых…». Так и получилось: профессор Новицкий был расстрелян, а многодетному отцу Николаю жизнь сохранили.

Пусть этот пример достойных представителей юридического сообщества – мучеников Юрия Петровича Новицкого, Ивана Михайловича Ковшарова и Михаила Дормидонтовича Трубникова, о которых подробно будет сказано в ходе предстоящей конференции, обладающих высочайшими профессиональными компетенциями и при этом чуткой совестью, мужественно исповедовавших православную веру, будет живым свидетельством важности верных непоколебимых духовно-нравственных ценностей в жизни личности и человеческого общества, в сфере правоприменительной деятельности судей, помогающих Вам в столь важном и многогранном процессе как осуществление правосудия.

 

Успехов и Божией помощи!