Накануне и в сам день двунадесятого праздника в Успенском соборе Великого Устюга были совершены всенощное бдение и Божественная литургия с крестным ходом.
Праздничные богослужения совершили секретарь Великоустюжской епархии иерей Димитрий Рыжков, настоятель Архиерейского подворья «Михайло-Архангельский монастырь г. Великого Устюга» иеромонах Иоаким (Угдужеков), клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков.
Песнопения богослужений исполнил хор под руководством регента Людмилы Фоминой.
Из истории Успенского собора города Великого Устюга:
На древнейшей площади Великого Устюга, Соборном дворище, возвышается величественное здание Успенского собора. Этот храм издревле был на особом положении – цари «жаловали» деньги на его строительство и украшение. В главном храме земли Устюжской находились ее святыни: чудотворные иконы «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия», храмовая икона «Успение Богоматери». Особо чтимым образом была выносная чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия».
История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI века был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси – Успенского собора Московского Кремля, — он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере.
Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий.
Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов и другие.
Святые образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чье творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление. Современник известного иконописца академик Яков Фриз, составитель «Летописца города Устюга 1793 года», в главе «О художествах и науках внимания достойных в Устюге Великом» отмечал: «Город Устюг имеет право похвалиться иконописною работою и живописью… Сиеж самое искусство цветет ныне под надзиранием здешняго Успенскаго собора протоиерея Василия Аленева, которой в равном достоинстве состоит с наилучшими российскими живописцами».
С именем Василия Аленева связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских – уникальную стенопись 70-х годов XVIII века, сохранившуюся до наших дней.
Действующим этот храм был, вероятно, до 1923 года. По крайней мере, одна из последних записей в летописи Успенского собора такова: «30 марта (12 апреля) 1923 года. После вечерней службы арестован настоятель собора Богословский, по распоряжению Центральной власти ему назначена высылка в Архангельский концентрационный лагерь. Священник М. Шилов отправлен в ссылку в область Коми».
Историческая справка составлена по материалам сайта
Великоустюгского музея-заповедника ustyug-museum.ru
Поделиться в соцсетях: