Митрополит Савва о Вологде, храмах, священниках и соцсетях

Исполнилось три года с того момента, как решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Савва был назначен главой Вологодской митрополии. Журналисты «Красного Севера» попросили Владыку подвести предварительные результаты служения на вологодской кафедре и рассказать о своем видении роли Церкви в современном обществе.

Свободное время закончилось в пандемию

— Владыка, в своем первом интервью вологодским журналистам Вы сказали, что мечтаете научиться играть на фортепиано. Получилось?

— Первое время действительно садился за клавиши. Из-за эпидемии COVID-19 тогда высвободилось время, поэтому была возможность заниматься музыкой. И хотя пандемия, к счастью, закончилась, но, увы, свободное время тоже. Однако от планов своих не отказываюсь. Может, даже кто-то из вологжан, прочитав «Красный Север», захочет взять меня на поруки с этим вопросом. С удовольствием бы согласился продолжить занятия. Вообще преклоняюсь перед теми, кто владеет инструментами, поет. Люблю бывать на концертах, и музыка для меня особенная радость.

— А еще как знаток церковной истории Вы собирались внести свой вклад в изучение истории храмов, монастырей, биографий святых. Что удалось сделать за эти три года?

— Сейчас епархия работает над составлением каталога как порушенных, так и сохранившихся храмов региона. Для меня этот проект является важным собранием материалов для будущего научного труда. А что-то и вовсе открывается впервые. Возьмем, к примеру, Сретенский храм на набережной реки Вологды: мало кто знает, что иконы из него хранятся в Третьяковской галерее. Поистине, это высокая оценка вологодского иконописного искусства и повод для гордости за наших мастеров.

Через изучение истории, через жития святых, искренне восхищаюсь нашими предками, которые сотворили шедевры — писали иконы, созидали храмы. Так что каждый день приносит новые открытия. 

— Вы постоянно говорите «мы, вологжане», «наши», «для нас». Вы уже считаете себя местным жителем?

— Стал ли я частью Русского Севера? Безусловно, да. Чувствую ли себя частью этого огромного духовного наследия Северной Фиваиды? Да. А стал ли вологжанином, — наверное, это вопрос больше к жителям Вологды, вопрос их отношения ко мне.

Мне нравится этот город. Здесь поистине русский дух, русская вера, православная душа народа. Так что — да. Определенно. Я влюбился в Северную Фиваиду, получаю огромный заряд духовной бод­рости. И хотя мое детство прошло в центральной Руси, на Русском Севере я не чувствую себя чужим.

— Каждый верующий находит свой храм, который притягивает его чем-то особенным. Возможно, как главе митрополии Вам этот вопрос покажется некорректным, но есть ли на Вологодчине для Вас какой-то особенный храм, в котором Вы черпаете силы?

— Да, это Софийский собор. И даже не потому, что это центральный храм Северной Фиваиды, не потому, что он имеет уникальную и богатую историю, не потому, что связан с Иваном Грозным. Известна легенда о кирпиче, упавшем на голову царю, но не очень в нее верю.

Дело в другом: в этом храме остро ощущается связь времен. Глядя на гробницы предшественников — архиереев, которые совершали здесь служение, я чувствую их незримую поддержку, которая дает силы и бодрость продолжать служение Церкви и людям.

При этом могу добавить, что каждый наш храм, каждая церковь — все они выстроены с большой любовью, у каждого из них есть своя личная, особенная история. В каждом храме своя удивительная внутренняя роспись, хотя кое-где мы еще работаем над восстановлением фресок и икон. У кого-то из них она более трагичная, у кого-то нет. Но в каждой церкви ощущается присутствие Божие. И поэтому, заходя в храм, везде чувствую эту поддержку, силы и благодать.

Не могу также не отметить и Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь Вологды, связанный, пусть и косвенно, с моей «альма-матер». Димитрий Прилуцкий был другом, единомышленником и учеником Сергия Радонежского — основателя монастыря, на территории которого располагается Московская духовная академия. А я как раз ее выпускник. 

«Оградить и страну, и город от всякого зла»

— Какое событие в жизни митрополии Вы считаете самым главным из тех, что произошли за время Вашего архиерейского служения на вологодской кафедре?

— Первое — это обретение мощей святого праведного Александра Вологодского (Баданина). Мы долго готовились к этому событию, и каждый шаг в отношении этих мероприятий был ответственным и непростым. Но Господь сподобил все-таки не только стать свидетелями и участниками обретения святых мощей праведного Александра, но и перенести их в историческое место — в Лазаревский храм, церковь, где рядом покоятся и мощи преподобного Герасима Вологодского, основателя города. Замечу, что сейчас и впоследствии каждый желающий может прийти в Лазаревский храм Вологды и помолиться у мощей праведного Александра.

Я был искренне приятно поражен единению вокруг его имени — как вологжан, так и паломников. Шел вместе со всеми от Софии до Лазаревского храма с крестным ходом. До слез трогательно было видеть, как люди даже издалека приехали почтить его память, вознести молитву перед его мощами. Потому что все помнят о нем, не забыли этого праведного старца. Более того, перенесение мощей произошло в исторический момент — очень тревожный был день, можно сказать, небольшой смуты в нашем дорогом Отечестве. Но уверен, что люди через молитвы праведному Александру и также через молитвы небесным покровителям земли Вологодской просили Господа оградить и страну нашу, и город от всякого зла.

Буквально недавно прошло еще одно важное мероприятие — это пребывание мощей святого Геор­гия Победоносца. Рад, что очень много верующих смогло прийти и помолиться у ковчега с его святыми мощами. 

— А если при подведении итогов Вашей трехлетней деятельности на посту руководителя епархии брать менее духовную сферу…

— Здесь тоже можно отметить хорошие успехи: знаковым событием для региона стало создание Благотворительного фонда «Наследие Русского Севера». Его попечительский совет возглавил губернатор Олег Кувшинников. Очень приятно, что глава региона понимает и осознает всю ответственность этого начинания.

Миссия фонда «Наследие Русского Севера» не просто в возрождении храмов, она глубже по своему смыслу: через возрождение историко-культурного богатства Русского Севера дать возможность россиянам узнать и ощутить силу своего наследия. Буквально можно так это выразить: через возрождение храмов — к духовному возрождению.

Когда фонд начал свою работу, то уже на первом заседании попечительского совета было определено семь первых объектов для восстановления, которые являются архитектурными доминантами нашего региона, можно сказать, «видовые» храмы. 

Два храма в Вологде, собор в Кириллове, Устюжне, храм в Тотьме, Устье и Шорманге. Этот список не закрытый, он будет пополняться храмами, которые нуждаются в реставрации, и наша цель — охватить все храмы Вологодчины. Так, большинству храмов нужна полномасштабная реставрация, а некоторым храмам необходимо провести только плановые работы, которые не под силу приходу. Таким образом, фонд будет тем инструментом, который позволит возрождать и поддерживать красоту, великолепие и функциональность наших православных храмов. 

Это действительно очень важно — нужно спасти то, что передали нам наши предки, а потом передать «возрожденное» нашим потомкам. И я, конечно же, призываю каждого вологжанина присоединяться к нам и поучаствовать в благом деле.

— Как будет пополняться этот список?

— На данный момент мы остановились на семи храмах. Критерии были просты: наличие проектно-сметной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ. Потому что, согласно законодательству об охране объектов историко-культурного наследия, без этого пакета документов мы не сможем проводить какие-либо работы. А сегодня в полном объеме документация есть только на работы по Сретенскому храму Вологды. Поэтому мы и начали с этой церкви. В октябре планируется завершить ремонтно-реставрационные работы на внешнем контуре здания, после этого мы уже приступим ко внутренним работам.

— Сами вологжане предлагают объекты для включения в программу?

— Да, и очень активно, чему я рад, поскольку это свидетельствует о том, как важен этот вопрос для жителей. К примеру, в адрес руководства фонда обратились жители Верховажья с просьбой помочь в восстановлении Успенского храма, утратившего в ХХ веке высокую колокольню и завершения. Мы понимаем, что впереди таких заявок будет много. Поэтому необходимо разработать и утвердить регламенты составления паспортов на каждый объект — своего рода каталог храмов, нуждающихся в реставрации.

— Как у знатока церковной архитектуры нет ли у Вас желания оставить после себя храм, построенный в необычном, отображающем современные тенденции архитектурном стиле? Как Вы относитесь к собору, к примеру, в стиле high-tech?

— Я считаю, главное — чтобы подобные постройки не противоречили адекватности и сложившейся окружающей среде, можно сказать, «душе старинных городов». А так, почему бы и нет, если это качественная архитектура и хороший проект. Хотя современные стили еще недостаточно проработаны. Современные архитекторы и строители все же придерживаются веками сложившихся традиций в храмостроении. Да и люди уже привыкли ко внешнему виду русских церквей, что, я считаю, хорошо.

«Я рад каждому подписчику»

— Вы первый из вологодских архиереев стали активно общаться с паствой в соцсетях. Расскажите, с чем обращаются к митрополиту вологжане?

— А что же Вы, подписаны на мои соцсети? Раз уж сами спросили. Я рад каждому подписчику. «Avvasavva» — пишем в поиске, и доб­ро пожаловать! Ну а если серьезно, — в основном с просьбами о молитвах о здравии, иногда с вопросами венчания, отпевания. Задают вопросы на церковно-бытовые темы. Просят благословить на ратное дело.

Я стараюсь отвечать по мере возможности, но просматриваю я все точно. Считаю, что момент общения очень важен. Поскольку именно от этого может зависеть и помощь, или чья-то жизнь. От того, насколько человек сможет обрести доверие к Церкви через общения со священнослужителями, во многом зависит и его взгляд на мир. И это большая ответственность.

Вот недавно один подписчик обратился с просьбой благословить его на восстановление часовни в честь всех Вологодских святых в Сямженском благочинии, передал икону для реставрации, попросил помощь в приобретении подсвечников.

 

«Люди часто просто рассказывают мне в соцсетях о своей жизни, просят помолиться о них, об их близких. Делятся своими тревогами, переживаниями, мыслями. Мы не особо-то и разные по сути, какими нас Бог создал. И хотя у каждого разная ответственность и послушания, но все мы прежде всего — люди. И поэтому в корне своей человечности мы все очень близки.»

Савва,
митрополит Вологодский и Кирилловский
 

— Среди священников стало много молодежи. Общаться с ними весьма интересно и приятно. К таким служителям хочется приходить в храм снова и снова!

— Да, согласен, молодой, энергичный, образованный священник — это свет в очах верующих! Вот, к примеру, я отмечаю такого священника в селе Устье — это наш батюшка, уже даже отец, молодой священник Антоний Яблоков. Прихожане говорят о нем только хорошее. И знаете, приход зажил новой жизнью. Вот так и нужно служить Богу — с «пламенным» сердцем, «зажигая» сердца других людей.

— В людском сознании есть некий стереотип священника в высоком сане. Вы в достаточно молодом возрасте стали митрополитом, да и сейчас вам всего 43 года.

— Тем не менее молодость не порок. И она, к сожалению, быстро проходит. Вот в 2011 году, в 31 год, я действительно был самым молодым в списке епархиальных архиереев Русской православной церкви. Но эту «эстафету первенства» я уже давно передал другим.

Мой путь служения Церкви начался в достаточно молодом возрасте. 27 ноября 2001 года митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном я был пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. Господь даровал мне возможность чуть более пяти лет тесно общаться с митрополитом Симоном и воспринять у него опыт жизни духовной и искреннего отношения к людям. 

Вдохновил меня и пример моего небесного покровителя — Саввы Освященного, принявшего монашеский постриг в 17 лет. Молод был и преподобный Сергий Радонежский, которого знают все.

Может быть, сегодня «с высоты лет» я бы и не принял монашество в 21 год, наверное, предпочел бы по­учиться и набраться жизненного опыта. Но я все равно не жалею о своем выборе. Благодать Божия компенсировала мои недостатки. Господь меня ограждал от пасторских ошибок. Хотя жизненные, конечно, были, да и у кого их не было — все мы люди.

Не ждите подходящего времени

— В будущем историки дадут оценку сегодняшнему дню и роли Церкви в жизни страны первой четверти XXI века. Но это будет потом. А «здесь и сейчас», какой Вам видится роль и задача православной церкви?

— Это очень многогранный вопрос. Но с другой стороны он очень прост. Если не будет Церкви, то кто нас будет призывать к морали, доброте, помощи, а главное — любви к ближнему? Ведь миссией Церкви является прежде всего спасение души человеческой. Церковь призвана помочь спасению человека, независимо от его статуса — богат он или беден, нравственен он или пал. Здесь есть постоянный призыв к доброте, а самое главное — к любви.

 


В ТЕМУ:

— С одной стороны, в центре Вологды достаточное количество храмов, которые необходимо реставрировать. С другой — нет церквей в густонаселенных спальных микрорайонах. В пользу чего делать выбор?

— Для меня это звенья одной цепи, два направления, и, можно сказать, — два крыла! Конечно, новые храмы в Вологде строить необходимо. Как раз на днях я буду рассматривать эскизный проект храма святителя Спиридона Тримифунтского на улице Возрождения. Настоятель предложил привнести в здание элементы греческой архитектуры. Вопрос спорный, но идея имеет право быть. 

Пока в этом быстрорастущем микрорайоне служба проводится во временном храме. В будущем статус временного на постоянный должен сменить и храм в Осанове, освященный в честь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Двух новых церквей для такого города, как Вологда, конечно, пока недостаточно, но эти планы вполне реальны для воплощения, поэтому, если не распыляться на все и сразу, то со временем будут видны и достойные «плоды».


 

Конечно, существует и определенная критика в адрес священноначалия и Церкви, но, задумайтесь сами, разве Церковь учит плохому? Разве заповеди Христовы учат эгоизму и злу? По-моему, ответ очевиден: то, что нам давал Христос и Бог — это истины вечные и непреходящие, без которых у человечества нет возможности существовать далее, как и нету истории вне этого. Человек может не соответствовать евангельским идеалам, поэтому грех его обличает, да и враг рода человеческого не дремлет со своими «подсказками». Кроме того, к сожалению, как показала вся история существования человечества, если в человеке притупляется эта святая добродетель — любви к Богу и ближнему, то народ, как минимум, морально деградирует. 

При этом важно понимать, что Церковь — это не только священнослужители, но и народ, который стремится ко спасению своих душ, все, кто верит во Христа. Обратите внимание: то, что сделано человечеством по любви, до сих пор красиво и прекрасно, ведь это было создано по образу Божиему. А вот зло не имеет никакой творческой силы — только разрушает то, что сделано и придумано не им.

Когда говорят о «посредничестве» в Церкви, то должен сказать: ни о каком посредничестве и речи нет, потому что мы руководствуемся словами «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Так что по отдельности мы спастись не можем, а вот вместе — и горы перевернем, и друг друга спасем!

Так что все просто: без Церкви человека ждет безысходность и, в прямом смысле, — беда. Не потому что это какое-то наказание, разумеется, нет. А лишь потому что не будет места, где бы мы собрались во имя любви к Богу, ближнему. Люди-то на самом деле сами для себя и есть наказание; так что если человечество уйдет от истинной христианской веры, то его в прямом смысле слова ожидает один только «стандартный вариант», который, кстати говоря, тоже уже не раз был в истории: разочарование в жизни, потеря смысла, нравственные извращения, и, как следствие, — психические расстройства. Вспомните Помпеи хотя бы. Оно нам надо? Выводы, как говорится, делайте сами.

— Что огорчает Вас в сегодняшней жизни Вологодчины?

— Огорчает то, что не все с должным рвением относятся к своим обязанностям, причем это не сколько про Вологодчину, а в целом про человека в нашем веке. Расстраивает человеческое равнодушие и неуважение друг к другу, к труду других. Потеря человеческого облика в человеке.

И далеко ходить не надо — вот, например, встречаются ситуации, где жители не доносят мусор до самой урны или бака, где это должно оставаться. То есть с неподобающим поведением относятся к месту, в котором родились и живут, где будут жить их потомки. О чем говорит этот «оставленный сор»? О том, что люди не уважают друг друга, не ценят труд других. 

Вспомните «Собачье сердце» Булгакова, монолог профессора Преображенского. Все строится из мелочей: где убрал — там и чисто, где сказал доброе слово — там хорошо, где сделал доброе дело — там и другие люди хотят это доброе дело продолжать. И в нашей действительности это как никогда важно. 

Вы думаете, что наступит «подходящее время» для доброты, чистоты и добропорядочности? А я Вам скажу, что нет такого времени «подходящего». Потому что оно зависит от каждого из нас. Уже сейчас, в эту секунду. Сделали все дела за день? Завершите день молитвой; напишите добрые слова; поддержите кого-нибудь, кто в этом нуждается; обнимите родных. 

— А что радует?

— Я, бывает, вечером гуляю по городу и вижу значительные перемены к лучшему. Преобразился Архиерейский сад. Понравился и недавно открывшийся обновленный стадион «Витязь», а многие дети уже пошли в новые современные школы, началось строительство Некрасовского моста. 

И я искренне рад, что глава региона мудро помогает не только этому замечательному городу, но и в решении локальных церковных вопросов, а вологжане не оставляют храмы. В этом я вижу надежду на наше процветание, на духовный рост нашей страны. И надеюсь, так и будет. С Божией помощью, конечно же.

Евгений СТАРИКОВ, Дмитрий ПОГОДИН