Экскурсия с элементами мастер-класса прошла в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре

17 февраля желающими посетить древнюю северную обитель — Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь — стали третьеклассники детской школы искусств «Арт-идея» города Вологды (преподаватель Людмила Николаевна Коленецкая).

А провела необычную встречу художник-реставратор, член Союза художников России, древлехранитель Вологодской епархии Ольга Александровна Соколова, которая не только познакомила с историей монастыря, но и много рассказывала о его реставрации, практическом опыте реставрации икон и даже показала некоторые процессы реставрации икон.

Экскурсия началась со знакомства с памятниками архитектуры монастыря, прежде всего со Спасским собором и колокольней — первым каменным храмом в Вологде, построенным в 1537–1542 годах. Спасский собор в Прилуках возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами.

Затем экскурсанты осмотрели деревянную Успенскую церковь первой половины XVI века, которая была перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь – один из древнейших памятников деревянного зодчества на Русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объем.

Во время экскурсии по Спасо-Прилуцкой обители посетители зашли в нижний храм Спасского собора и поклонились святым преподобным Димитрию и Игнатию Прилуцким, основателям монастыря.

Оставшееся время воспитанники школы провели в Сушиле и с интересом знакомились с выставкой, которая уже год работает в монастыре и посвящена 30-летию восстановления обители и возрождения в ней духовной жизни. Организаторами экспозиции выступили Вологодская митрополия, региональное отделение Союза реставраторов России и ООО «Образ Севера».

 «Значимой вехой в жизни обители стал 1992 год. Именно тогда весь монастырь был передан Русской Православной Церкви. В обители сохраняются многовековые традиции монастырских церковных служб: ежедневно совершается полный круг. С 1992 года в обители 24 февраля совершается празднование памяти преподобного Димитрия Прилуцкого и 1 июня – благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского, в монашестве Игнатия Прилуцкого», — рассказывает Ольга Александровна.

Милостью Божией архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился. В 1950–1990 годах были проведены реставрационные работы, и обитель вновь обрела внешнее благообразие и известность одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера. Мощные стены длиною около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, а также жилые и хозяйственнее здания, возведенные в XVII–XVIII веках.

Реставратор много рассказывала об истории основания и этапах развития монастыря, о его восстановлении, о рабочих материалах, которыми пользовались реставраторы при восстановлении внутреннего убранства церквей. При этом Ольга Александровна показала множество кирпичей разных размеров, с клеймами, объяснила. чем отличается плинфа от полуплинфы, что такое вериги.

Ольга Соколова сообщила, как с помощью бревен и домкратов реставраторы в 60-е годы исправляли крен на стенах монастыря. Познакомила с элементами и украшением деталей иконостаса, поговорила о разновидностях и формах обработки кирпича, о том, как нужно сохранять представленные из древлехранилища монастыря предметы из металла, белого камня, полихромной резьбы рам.

Так, среди предметов есть так называемая «басма» – металлические листы с выбитым на них узором. Басма, к примеру, использовалась при отделке раки Димитрия Прилуцкого. Реставратор показывала кусочки слюды – маленькую хитрость древних мастеров, благодаря которой элементы декора «оживали», мерцая при свете свечей. В одной из витрин можно увидеть подлинный фрагмент иконостаса, сделанный с применением этой технологии.

Много рассказывала Ольга Александровна о реставрации и оформлении рак преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких, о резьбе и воссоздании Киликеевского креста. Школьники ознакомились с макетом монастыря, выполненного студентами Вологодского университета.

Притягивали глаз экскурсантов и другие яркие детали, использовавшиеся при воссоздании утраченного иконостаса. Большого труда и аккуратности требовал процесс их золочения. Тоненькие листы золота брались кончиком кисти из беличьей шерсти и наносились на тщательно подготовленную поверхность. «На золото нельзя было ни выдохнуть, ни кашлянуть, иначе оно свернется, и после уже ничего с ним не сделаешь, не расправишь», – отмечает Ольга Соколова.

Есть среди экспонатов на выставке и те, которые имеют к Спасо-Прилуцкому монастырю лишь опосредованное отношение, например, искусно сделанный металлический дымник с флюгером. Он был найден не на территории обители, и его происхождение еще выясняется. Но сегодня посетители имели  уникальную возможность рассмотреть вблизи данный элемент архитектуры. На зданиях самого Спасо-Прилуцкого монастыря дымники выложены из кирпича.

Огромный интерес вызвали у школьников процессы практической работы по укреплению живописи икон и иконографии иконописи, решение задач  по укреплению грунта и красочного слоя иконы с помощью клея из пузырей осетровых рыб. А в завершении экскурсии ребятам был показан процесс работы по  раскрытию  фрагмента живописи иконы Николая Чудотворца от потемневшего лакового покрытия.

Встреча получилась интересной и познавательной для учащихся школы, которые хотят посвятить себя работе по реставрации культурного наследия вологодских памятников.

Ольга СОКОЛОВА