4 декабря 2022 года, в день великого двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в Введенском храме Воскресенского Горицкого женского монастыря села Горицы Кирилловского района.
Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), старший священник Воскресенского Горицкого женского монастыря протоиерей Георгий Осипов, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев.
Служение диаконского чина возглавил протодиакон Сергий Белоусов.
На Литургии молились настоятельница обители игумения Тавифа (Федорова) с сестрами, прихожане и гости монастыря.
Богослужебные песнопения исполнил малый состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора города Вологды под управлением Ларисы Валерьевны Балоновой.
Митрополит Савва за Божественной литургией вознес молитву о Святой Руси: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея. Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу».
Проповедь после пения запричастного стиха произнес иерей Андрей Кашинцев.
По окончании Литургии было совершено славление празднику.
В завершение богослужения владыка поздравил духовенство, прихожан и гостей с двунадесятым праздником Церкви — Введением во храм Пресвятой Девы Марии. Архипастырь вручил подарок Герману Николаевичу Кропачеву — энтузиасту, начинавшему восстановление Горицкой обители.
*****
В праздничный день 4 декабря (н.ст.) православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему.
Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). В одном из эпизодов древнехристианских апокрифических памятников рассказывается, что по достижении Марией трехлетнего возраста, ее отец Иоаким сказал: «Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя, и дух Ее да не отделится от Дома Божия».
Праведные родители привели Деву Марию к стенам Иерусалимского храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.
Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в сокровеннейшую часть храма, Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.
Шли годы, Богородица жила и служила при храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание, занималась рукоделием – так Она воспитывалась до 14 лет, вплоть до момента, когда, решив сохранить девство и посвятить Себя Богу, была обручена праведному Иосифу.
В событии Введения тесно переплетены Ветхий и Новый Заветы. В Новом Завете Пресвятая Дева становится Храмом, так как вмещает Невместимого Бога. И в этот день Она приводится в ветхозаветный Храм, чтобы Своим присутствием наполнить его новым смыслом.
Праздник Введения говорит не только о торжественном вхождении Богородицы в храм — он служит введением, предварением грядущего праздника Рождества Христова.
Фото Олега Зажигина
Поделиться в соцсетях: