Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Центрального округа города Вологды иерей Кирилл Киселёв, настоятель Власьевского храма иерей Тимофей Левчук, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Евгений Сизиков, клирик Воскресенского кафедрального собора Вологды иерей Антоний Яблоков.
Богослужебные песнопения исполнил малый состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора под управлением Ларисы Балоновой.
После сугубой ектении митрополит Савва вознёс молитву об избавлении от губительного поветрия.
— В течение всей Своей земной жизни Христос не раз указывал на то, что самаряне бывают гораздо лучше, чем фарисеи и книжники, — отметил владыка в архипастырской проповеди после чтения Евангелия. — Скорее всего, самаряне были как-то более человечными, чем фарисеи и книжники. Вспомним притчу Христа о человеке, который был избит при дороге в Иерусалим. Ни священник, ни левит не оказали ему помощи, но какой-то самарянин возлил масло на его раны и отвез в гостиницу, и дал денег хозяину гостиницы, чтобы тот позаботился о несчастном. Нынешнее евангельское повествование говорит нам о самарянке. Казалось бы, она принадлежит к презренному племени, — но Христос говорит с ней. Евангелие показывает нам, как важен диалог с человеком. В диалоге с самарянкой Фотинией — Светланой, как мы бы её назвали, — Господь Иисус Христос произносит слово истины. И мы с вами становимся свидетелями, как это слово дает огромнейший всход. Это слово поразило самарянку так, что она забыла, зачем подходила к этому колодцу, — она пошла в город, рассказала всем о Христе Спасителе, — и Христос ещё два дня находился в этой самарянской земле, проповедуя и насаждая слово. Христос говорит и сегодня: «… посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Вспомним еще одно изречение Христа: «… жатвы много, а делателей мало…» (Мф. 9:37). Каждый из нас призван к тому, чтобы свидетельствовать о Христе, чтобы жизнью своею показать, что Христос жив и что Он среди нас находится. Но, к сожалению, наше слово не проникает в сердца людей, которые рядом с нами. Почему? Потому что не привыкли мы вести диалог; большей частью мы обращаемся к людям в форме монолога, пытаемся человека убедить лишь только своим властным словом, не рассуждая о том или ином жизненном обстоятельстве. Вспомните, как родители общаются со своими детьми, — в обязующей к исполнению, повелительной форме: «Я говорю!» И после одного, второго, третьего повеления у молодых людей возникает отторжение от наших слов. Говорю не о делах житейских, а именно о вере — вспомним, как мы пытаемся принуждать наше молодое поколение к тому или иному обрядовому действию, не поясняя, для чего необходимо это делать. Мы порой даже и не слышим тех, кто нас спрашивает, почему же надо делать именно так, как мы настаиваем. Христос призывает нас сегодняшним евангельским событием к тому, чтобы мы стали жизнью своею проповедниками, как писал апостол Павел, «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).
Слово Христа истинно и непреложно. То, что Он говорил в своё время здесь, на земле, — до сих пор и актуально, и относится к каждому из нас. Так что будьте господами жатвы! Делайте дело Господне, а не тлейте; от нас должен исходить свет яркий, но не вспыхивающий, постоянно тёплый, но не обжигающий. Храни вас Господь в здравии! С праздником!
По окончании богослужения владыка Савва встретился с подписчиками своей странички в Инстаграме Татьяной и Владимиром. Митрополит и гости Вологды обменялись подарками.
Затем правящий архиерей в сопровождении настоятеля Власьевского храма иерея Тимофея Левчука и благочинного иерея Кирилла Киселева осмотрел церковное здание. Власьевский храм был закрыт для богослужений в 1929 году. Вероятно, последняя архиерейская Литургия была совершена в этом храме около ста лет назад. Храм занимает часть первого этажа; большинство комнат второго и третьего этажей пустует, лишь часть их отведена под церковные служебные помещения: ризницу, просфорную, бухгалтерию, кабинет настоятеля.
Отец Тимофей сообщил владыке, что сейчас главная задача прихода — собрать средства для составления проекта реставрационных работ. Нужная сумма превышает 3 миллиона рублей, и без помощи благотворителей приход собрать её не в состоянии.
Историческая справка
Время основания храма точно неизвестно. Вероятнее всего, деревянная церковь в Обуховской слободе Вологды появилась в XVI–XVII веках. Кирпичный храм типа «восьмерик на четверике» с обширной трапезной построен в первой четверти XVIII века. Чаще всего в краеведческих источниках называется 1714 год.
Архитектура Власьевской церкви отражала завершающий этап распространения русского стиля, еще не уступающего новому течению «барокко». Храм имел четыре престола: Никольский, Симеоновский, Алексиевский и Донской Божией Матери. Церковь включала в себя холодное и теплое отделения, которые в 1897 году были соединены аркой. Трапезная сильно выдавалась по бокам храма и имела две боковые главки.
Колокольня церкви была выдержана в классическом, более позднем архитектурном стиле и, очевидно, пристроена позднее: согласно «Известиям Императорской Археологической комиссии» 1915 года, в 1888 году. До перестройки имела шатровый тип. После перестройки стала столпообразной, стройной, состоящей из ряда восьмигранников с высоким шпилем.
В церкви святого Власия был крещен Николай Матвеевич Рынин (1777-1837) – вологодский юродивый, местночтимый святой (канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году как Николай Вологодский). В начале XIX века приход храма был одним из самых больших в Вологде. В 1818 году в нем насчитывалось 600 человек.
Власьевская церковь закрыта для богослужения 16 июля 1929 года. Ее община присоединилась к Николо-Глинковской. В опустевшем храме были открыты мельница и хлебозавод. Были снесены колокольня, глава, разобрана алтарная часть. Внутри здания проведена существенная перепланировка, появились новые этажи и полуэтажи.
Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 «Церковь Власьевская, начало XVIII в., каменная, ул. Кирова, 12 (ныне Челюскинцев, 12)» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В 2015 году был учрежден Власьевский православный приход. Молебны до конца 2016 года служили во дворе — в храме размещался магазин. В начале 2017 года здесь была совершена первая за 90 лет Божественная литургия, в конце декабря 2019 года над церковным куполом был водружен крест. Предстоит огромная работа по возвращению Власьевскому храму его прежнего облика.
В храме по воскресным и праздничным дням православного церковного календаря совершается Божественная литургия. Еженедельно совершается молебен перед ларцом с частицей мощей священномученика Власия, епископа Севастийского: эту святыню передал в храм по просьбе одного из московских благотворителей митрополит Игнатий, бывший в то время главой Вологодской митрополии.
— Заказать требу и/или молитвенное поминовение в нашем храме возможно дистанционно, — сообщил настоятель Власьевского храма иерей Тимофей Левчук. — Это можно сделать, обратившись по адресу https://vk.com/write-176217135, или отправив СМС на номер +79215306401.
— Имена всех жертвователей, — пояснил отец Тимофей, — мы вносим в особый синодик (помянник), и молимся о них за каждым богослужением. Пожертвования можно перевести:
— на карту Сбербанка по номеру телефона +79215306401;
— на карту (Сбербанк) №4279 1200 1033 5091 (ТИМУР ЮРЬЕВИЧ Л..)
Получить именное свидетельство можно в лавке храма.
О ходе восстановительных работ и расписании служб можно узнать на страничке «Храм священномученика Власия Севастийского» в социальной сети «ВКонтакте».