Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, нам предлагается замечательное евангельское повествование – притча о сеятеле (Лк. 8:5 — 15). Неслучайно Господь Иисус Христос использовал в беседах с народом именно незамысловатые истории, богатыеаллегорическими сравнениями и насыщенные возвышенным смыслом. Спаситель такими добрыми рассказами показывал людям пример того, как они должны вести себя в жизни, и вместе с тем давал оценку отношения к Нему большинства людей. Дело в том, что народ Израилев не принял Христа и всякое Его слово воспринимал, как говорится, «в штыки». Спаситель говорил и об этом тоже — иносказательно, но вполне понятно. Вспомним притчу о злых виноградарях, которая свидетельствует о намерении иудейского народа убить Иисуса Христа зависти ради. Предлагаемая на нынешней Литургии притча о сеятеле имеет некий зашифрованный смысл, который открывается лишь только небольшому кругу людей, собранных рядом с Иисусом Христом, и об этом говорится в сегодняшнем евангельском повествовании.
Что интересно, народ Израилев хотел видеть в Мессии властителя. Люди думали, что Он придет и освободит Израиль от порабощения, они перестанут платить подати Римской империи, будут жить, как прежде, в роскоши, и все народы будут им служить.
Притча Спасителя начинается с описания сеяния. Если видеть здесь аллегорию новой жизни, свободной от римского гнёта, то посев должен быть удачным. А вот и нет! Мы видим, что каждое семя падает в разную почву: одна — каменистая, другая — тернистая, третья — благоприятная. Не все виды почвы способствуют полноценному урожаю; семена, посаженные в тернии и на камни, если и будут плодоносить, то явно недостаточно, и это, согласно прагматичной иудейской логике, — неправильно.
Это подчеркивается неспроста; это показывает, что перед Христом, то есть перед семенем, о котором повествует притча, равны все – и язычники, и иудеи. А что значит семя?
Святой пророк Исайя говорит так: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55 : 10-11). Мы видим, что семя — это слово, которое Бог обращает к человеку. И это сказанное слово, посеянное в сердце каждого человека, приносит определенный плод. Как и говорится у пророка Исаии, «оно не возвращается ко Мне тщетным», то есть пустым. И мы с вами видим, как слово Христовой истины, касаясь наших с вами сердец, приносит плод: мы с вами становимся лучше, духовнее, благочестивее — если к тому применяем определенные старания и рвение, если леность не одолевает нас.
А кто эти птицы, которые упоминаются в притче? Под образом птиц, которые клюют семя, мыслится диавол – враг рода человеческого — и язычники. Надо понимать, что еврейский народ был единственным оплотом единого Бога, в Которого верили, Которому поклонялись и приносили жертвы. Вокруг него жили язычники, которые соблазняли народ своим поведением — более раскрепощенным, даже развратным. Соблазнительными были обычаи язычников, которые, однако, интересовали многих иудеев — потому что ведь запретный плод всегда сладок, и любопытство приводило к привнесению языческих обычаев в общественную жизнь народа Израилева. Между тем Господь, установив заповеди, дает четкие основания не делать этого. В ветхозаветной практике бытовой жизни было прописано практически всё, вплоть до распорядка дня правоверного иудея, — это делалось для того, чтобы он не взирал на обычаи языческого народа.
Иисус Христос говорил притчами. С одной стороны, определенная аллегоричность расширяет смысл сказанного, и каждый слушатель Спасителя мог понимать Его Слова в меру своего духовного устроения. С другой стороны, манера Христа выражаться иносказательно являлась и некоей страховкой, обеспечением Его безопасности. Дабы не злить толпу, не раздражать тех, кто ходил рядом с Ним и отслеживал каждый Его шаг, каждое Его слово, чтобы потом обвинить Иисуса Христа в нарушении законов, Господь и говорил притчами.
И мы с вами так же себя ведем, следуя законам христианской логики. Да и логика обычная, общечеловеческая — разве она не подсказывает нам, что мысль, подкрепленная поучительным примером, людям приятнее, чем открытое нравоучение? Кстати, это и более понятно, и запоминается лучше. Мудрая притча усваивается человеком и может сподвигнуть его к определенным действиям. Когда Спаситель рассказывал притчу о сеятеле, апостолы Христовы в тот момент еще не обладали всей силой веры, потому они и спрашивали Христа о значении этой притчи. Естественно, Христос ее растолковывает, как мы с вами сегодня слышали из евангельского чтения.
К сожалению, с того времени, как эта притча была Христом сказана, в нашем человеческом умонастроении мало что изменилось. И в восприятии веры всё происходит именно так, как Христос объясняет. Есть среди нас те, кто искренне радуется святым храмам, радуется красоте их устроения, пению хора — но что-то мешает таким людям продвинуться за рамки внешнего храма, чтобы открылся храм внутренний. Порой, нас в храме словно кто-то толкает в ребро, и это может стать поводом больше не приходить сюда.
Некоторые из нас, будучи ревностными сторонниками веры, могут недоброжелательно воспринимать тех, кто впервые приходит в храм. Такое отношение к людям, которые еще немного знают о вере, так как только что переступили церковный порог, можно уподобить каменистой почве, о которой говорит Христос: семя на ней начинает расти, но, не имея питания и влаги, умирает. Питание и влага – это христианская добродетель, которую мы должны иметь: это добродушное внимание друг к другу.
Есть и такие люди, которые вроде бы исправно ходят в храм Божий, читают Слово Христово, стараются чаще причащаться, но их полноценной церковной жизни постоянно мешают: они видят вокруг себя птиц – язычников, которые присутствуют в нашем современном обществе самым реальным образом. Они слышат неприятные слова в адрес Церкви, видят некрасивые примеры из жизни Церкви, ведь в семье бывают разные люди… сталкиваясь с соблазнами, такие люди не остаются в церкви Христовой. Это — яркий пример, как «тернии» современного информационного пространства заглушают нашу с вами веру.
Но эти препятствия преодолимы с Божией помощью! Если найти в себе силы пробиться через эти камни и тернии, если научиться не обращать внимания на этих птиц, то мы можем оказаться на доброй почве, которая приносит добрый плод. Посмотрите на иконы, которые находятся перед вами в иконостасе собора, особенно — на образы преподобных Вологодских и других святых Божиих. Нам кажется, что они несли здесь свой подвиг давным-давно, мы таких людей никогда не видели, их пример для нас — дело несбыточное; это именно образ, которого мы достигнуть не сможем никогда…
Нет, это не так! Святые люди отличаются от нас лишь тем, что они приложили усилия к тому, чтобы следовать за Спасителем. Они действительно посеяли свою веру на благой почве. Они не поленились. Что нас с вами отделяет от подвига? Наши сомнения, суета, житейские попечения, о которых мы с вами сегодня вспоминали на Херувимской песне. Так вот, стоит нам только сделать усилие, подобно тому, как это делали святые, — и может быть, со временем, кто-то из стоящих сейчас в этом храме также совершит подвиги веры, и в этом иконостасе будет поставлена икона с его изображением….
Я не призываю сломя голову бежать в леса, скрываться в землянках, накладывать на себя сугубый пост – нет! Я предлагаю просто полюбить Бога и ближнего своего. Ибо те люди, кто жили прежде нас, сумели же это исполнить. Они полюбили Бога, да так полюбили, что готовы были идти за Ним в лес, в пустыню – и не для того, чтобы там вести особый подвиг. Для них смыслом жизни было общение с Богом. Они стремились к уединению, чтобы общаться с Ним.
Так же жили и святители Христовы – они несли свое служение людям, не потому что это их обязанность; они полюбили ближнего, полюбили народ, ради которого служили Богу. И им не нужна была пустыня или какие-то особые подвиги. Они просто любили, освящали, служили, миропомазывали, крестили. Они готовы были нести тяготы друг друга. И дай Бог, чтобы семя именно такой веры упало на почву наших с вами сердец, и в них оказались бы не бесплодные холодные камни, не вороны, которые истребляют семя Слова Божия, и не тернии, которыми заглушает веру житейская среда… Дай Бог, чтобы мы сумели возделать в своих сердцах благодатную почву любви к Богу и людям!
Аминь.