30 января 2022 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Антония Великого, а также преподобного Антония Дымского и преподобого Антония Черноезерского, подвизавшегося в XVI веке в пределах нынешнего Шекснинского района, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Литургию иерейским чином в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Вологды.
Правящему архиерею сослужили руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Евгений Сизиков и насельник Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Иларион (Свиридов).
Богослужебные песнопения исполнил хор Богородице-Рождественского собора под управлениемИрины Александровны Маринкиной.
На Литургии была возглашена молитва о прекращении распространения вредоносного поветрия.
По окончании богослужения митрополит Савва обратился к молящимся с назидательным словом.
— Иерихон — это был город проклятый, — напомнил молящимся Высокопреосвященнейший владыка о городе, упомянутом в евангельском чтении воскресного дня. — И стены его, как вы помните, рухнули. Всего лишь один человек был благословлен и помилован — за доброе дело, которое он совершил. Это была блудница Раав. Об этом говорится в книге Иисуса Навина. А какое дело совершила Раав, прочитайте сами — возьмите в руки книгу Священного Писания.
И вот что интересно: эта Раав, блудница, стала праматерью, прабабкой Господа нашего Иисуса Христа. Казалось бы, Он — Богочеловек, а в Своем роду имеет блудницу… Вот тоже интересное безумие, юродство для нашего с вами разума. Некоторые из нас порой кичатся своей праведностью: и что молитвы вычитываем, и в храм ходим, и лоб расшибаем, воду святую литрами пьем, свечки килограммами и пучками ставим… И думаем, что мы — праведники. А тут блудница становится родственницей Иисуса Христа, Его праматерью и прабабкой.
Но мы знаем и более современные примеры, в память о которых будем совершать богослужения Великим постом: преподобная Мария Египетская тоже была блудницей, раскаялась, и всем известно, какую она праведную жизнь потом вела.
Но самое-то главное, речь не об этих блудницах и не о городе Иерихоне, а о том событии, которое совершилось возле ворот Иерихона. Там один слепец, Вартимей — Вар переводится как «сын», имя слепца означает «сын Тимея»,- сидел и просил милостыню, и когда он услышал, что Христос идет рядом, то стал вопить Ему: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10, 47).
Мы с вами знаем, чем это событие закончилось: Христос не прошел мимо и исцелил этого слепца. Он ему подал высшую милость, которую мог этот несчастный получить в тот самый день: не какие-то монеты, не какие-то средства, а даровал исцеление от слепоты. Ибо что для человека зрение? Это всё. Он видит пред собою путь, он, можно сказать, отчасти осознает будущее.
Но порой мы с вами слепы духовно, не физически. И мы действительно, как слепые котята, не знаем, куда идти. Хотя голос Божий нас зовет, и, казалось бы, на этот призыв Бога мы с вами должны пойти, бросив всё, — но не идём. Почему не идём? Да потому, что тяготы житейские одолевают нас. Большей частью и лень, а может быть, даже часто и какая-то гордость нас обуревает: ведь мы лучше всех знаем обо всём… Посмотрите, как мы все разбираемся в политике, в экономике, в различных социальных вопросах… Мы прямо, буквально можно сказать, специалисты, только, так сказать, «диванные»: сидя в доме, мы всё хорошо изучили, не прочитав ни одной книги в библиотеке. Это, может быть, похвально; это, может быть, в какой-то степени развивает наши мозги; хотя, с другой стороны, я наблюдаю, наоборот, какую-то дебелость ума. Мы с вами часто погружены в новостной поток, и дьявол незаметно от нас восхищает наше сердце и наш разум от самого важного — от слова Божия. И самое главное, от исполнения заповедей Божиих.
Загляните в свою собственную душу — и каждый увидит, что мы с вами стали ропотниками: того нам мало, этого; газ не туда идет, вода не туда течёт — всё нам не так! Но если мы с вами прочитаем несколько творений святых отцов: святителя Иоанна Златоуста, святого праведного Иоанна Кронштадтского, хотя бы некоторые слова и речи праведного старца Иоанна Крестьянкина, замечательного современного проповедника митрополита Антония Сурожского… Буквально все их послания, слова и проповеди повторяют евангельские слова: «В мире будете иметь скорбь…» (Ин. 16, 33).
Чего мы с вами хотим? Естественно, хотим мы блага. Но если мы христиане, то надо каждому готовить свою душу для искушения. Ибо «христианин» означает «носящий крест Христов». И если мы с вами думаем о том, как бы нам под этот крест подложить мягкую подушечку, чтобы она нам плечи не давила, а крест сделать из какого-нибудь легкого сплава алюминия, чтобы он не слишком тяжелый был, то мы ошибаемся. Крест — он всегда тяжел, он всегда давит нам на плечи, и от него скорбь.
Скорбь — от внешних, которые видят и поругают нас. Побивают камнями, пусть не в прямом смысле этого слова. «Камни» эти для нас полезны, их очень много сейчас. Может быть, какие-то поношения нас постигают. Но мы с вами должны претерпевать.
Ибо в законе Божием, наверное, всё противоположно нашей земной, житейской логике. Если ты счастлив здесь — будешь несчастлив там; если тут несчастлив, то там счастливым будешь. Этому нас научает притча о праведном Лазаре и богаче, помните? Читали неоднократно.
Так что если мы с вами называемся христианами, а это, поверьте, выше звания Маршала Советского Союза, то должны уготовить душу свою для искушения. Известный в Русской Церкви митрополит Симон (Новиков), — он в своё время управлял Рязанской епархией и был похоронен в Николо-Бабаевском монастыре, в соседней с нашей Ярославской митрополии, говорил: «Будет много скорбей, но будут и утешения. А когда они будут — одному Богу известно».
Так что будем верить: Господь Бог не оставит нас в своём уповании, лишь бы мы верой и правдой служили своим ближним!
Выходя из храма, митрополит Савва преподал молящимся архиерейское благословение.
Фото Олега Зажигина
Поделиться в соцсетях: