Вологодская духовная семинария располагается в древнем Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре, который в этом году отмечает 650-летие со дня основания. В рамках юбилейных мероприятий состоялось посещение учащимися духовной школы экспозиции древнерусской живописи в Вологодском государственном историко-архитектурном музее.
В начале экскурсии состоялся молебен перед древней иконой преподобного Димитрия Прилуцкого, находящейся в этом музее. Икона датирована 1503 годом и приписывается кисти знаменитого иконописца Дионисия.
Сюжетная линия житийных клейм иконы преподобного позаимствована Дионисием из минейного варианта жития преподобного и начинается сразу с пострижения. Как это часто было в житийных иконах святых монахов, здесь нет сцен рождения и детства — первой является сцена пострижения, то есть «второго рождения» святого. Последующие клейма представляют Димитрия не только подвижником духовной жизни, но и значительным церковным деятелем, участником политических событий эпохи. В финальной части житийных клейм иконописец традиционно обращается к теме посмертных чудес, в том числе связанных с обителью, основанной святым, находящейся под его заступничеством.
Молебен перед иконой совершил проректор по воспитательной работе Вологодской духовной семинарии, благочинный Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонах Ферапонт (Широков). Песнопения исполнил хор студентов семинарии.
После молебна для студентов была организована экскурсия по экспозиции древнерусской живописи. На примере входящих в состав коллекции памятников можно проследить историю местного иконописания и связи вологодского искусства с ведущими культурными центрами своего времени — Москвой и Новгородом, Костромой и Ярославлем — местами традиционного паломничества христиан.
Интересным в художественном и историческом плане представляется круг подписных и датированных памятников конца XVI — XIX веков, созданных вологодскими иконописцами, создавшими городу славу крупного иконописного центра. Ценность коллекции повышает наличие в учетной документации сведений о происхождении абсолютного большинства памятников.
Поделиться в соцсетях: