0159

Четверг, 28 Июнь 2018 20:28

По старой Кубенской на автомобиле. Опыт туристического маршрута

Утро начиналось серенькое, с промельком дождинок, но от своей цели – проехаться в выходной день на машине по участку старой Кубенской дороги, посетить интересные места, руководствуясь моей книгой «По старой Кубенской дороге» – мы не отказались.

Мы – это я, моя жена Ирина, Октавиан Яковлевич Никитин – герой моей книги «Судьба. Октавиан Никитин», его жена – Анна Николаевна.

Около 10 утра мы отъехали от места встречи на улице Фрязиновской в Вологде. За рулём Анна Николаевна, у меня в руках моя же книга…

Собственно, рассказывать надо уже в вологодском Заречье: здесь и старинное Введенское кладбище, с могилами «русского Нобеля» Христофора Леденцова и Тихона Шаламова (отца всемирно известного писателя Варлама Шаламова), здесь и Красные казармы, и даже тюрьма – всё достойно интересного рассказа…

Но вот мы выехали за город (впрочем, Прилуки теперь – городской микрорайон) – впереди стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря (посёлку Прилуки и монастырю посвящена большая глава книги).

Но в монастырь мы в этот раз не пошли – все бывали там уже не раз. Но, конечно, именно с монастыря должно начинаться путешествие по старой Кубенской: осмотр территории, посещение храма и могилы К. Н. Батюшкова заняли бы минут сорок.

Мы же сразу проехали чуть дальше, к церкви Николая Чудотворца на Валухе. Интересна и сама церковь, и кладбище вокруг неё, и живописный вид с высокого берега реки Вологды, и участок старой дороги, мощёной булыжником… Здесь можно вспомнить и о том, что в Прилуках недолгое время жила семья Рубцовых – в память об этом осталась изумительная прозаическая миниатюра Николая Рубцова «Дикий лук».

Следующий пункт автомобильного путешествия – Заоникиевская Владимирская пустынь. По дороге до неё успеваю, листая страницы книги, коротко рассказать о деревнях и посёлках, мимо которых мы проезжаем, об их жителях (не буду тут пересказывать всю книгу)…

Кстати, погода разгулялась, светило солнышко, радовала свежая зелень за окнами автомобиля…

В Заоникиевской пустыни (монастыре), недавно переданной церкви, нам не удается попасть внутрь (ворота на замке), но и снаружи очень интересно посмотреть полуразрушенные стены с башенками, храмы за ними… Пока осматриваем всё это, успеваю прочитать выдержки из книги – история этого места значительна и трагична…

Следующий пункт – церковь Василия Великого на реке Едке и деревня Кулемесово. Здесь и в храм зашли, и напились студеной воды из святого источника, и познакомились с интересной и поучительной историей этого места (глава в книге).

И наконец, мы направляемся в конечный, как я поначалу думал, пункт нашего путешествия – село Кубенское.

Выехав из Вологды в 9:45, посетив несколько интересных мест, в 12: 15 мы в Кубенском. Местная уютная столовая, по предварительной договорённости, была открыта, и мы отлично пообедали.

Заранее я договорился и об экскурсии по селу, и районному краеведческому музею, которую и провела для нас директор районного краеведческого музея Лариса Владимировна Хайрова.

… Здесь должен сказать о значимом для меня, как автора книги, событии – в Кубенском к нам присоединилась группа таких же самодеятельных туристов, которые с книгой «По старой Кубенской дороге» в руках совершали такое же путешествие и уже побывали в тех же местах, что и мы. Так что книга эта может служить и путеводителем, хотя это не только и не столько путеводитель, сколько моё (простите за пафос, но это так) признание в любви к этой земле, к этим людям…

Собственно, я планировал из Кубенского возвращаться в Вологду – таким образом, путешествие закончилось бы около 14:30 (неплохой вариант, мне кажется, маршрута «выходного дня»). Но, объединившись с другими туристами, мы ещё доехали до совсем недалёкого Песочного, где осмотрели живописные развалины бывшей монастырской церкви и полюбовались видом на озеро. Из Песочного выехали на новую дорогу и, возвращаясь в Вологду, ещё заехали в Куркино, где осмотрели усадебный дом и парк (в дальнейшем, нужно, конечно, заранее договариваться об экскурсии по усадьбе).

В Куркинском парке случилась ещё одна незапланированная, но приятная встреча с героем (и даже, отчасти, соавтором) книги «По старой Кубенской дороге» - Николаем Михайловичем Соколовым…

И тут мы решились на авантюру – не возвращаться в Вологду, а поехать в Кириллов. Мы расстались с нашими сопутешественниками (они поехали в Вологду) и двинулись уже по новой дороге в сторону Кириллова.

Но по пути ещё заехали в Сяму (Октавиан Яковлевич очень любит Гиляровского), осмотрели монастырь (храм Мартиниана Белозерского был закрыт) и пошли искать памятный камень, посвященный Гиляровскому…

И здесь нам опять повезло – мы застали дома Валерия Михайловича Кумзёрова, местного уроженца и краеведа (кстати, его брат, Юрий Михайлович, тоже герой моей книги). Он рассказал нам и об истории монастыря, и села, и о Гиляровском…

Безусловно, поездка в Сяму может быть и частью туристического маршрута. Например: Кубенское – Воздвиженье (родина композитора Гаврилина) – Сяма – Березники –Дилялево (родина С. В. Ильюшина).

Ну а поездка в Кириллов, осмотр монастыря, ужин, возвращение домой в Вологду – отдельная история.

В Вологду мы вернулись в десятом часу вечера, как говорится в таких случаях: «усталые, но счастливые».

Может кто-то и ещё захочет проехаться по старой Кубенской дороге, на которой, так близко от нас, столько интересного. Рекомендую!